Художественный руководитель Российского национального оркестра, дирижер, композитор Михаил Плетнев вчера на пресс-конференции признался, что Казань за время его последнего визита сильно изменилась. Приглашение принять участие в Шаляпинском фестивале дирижер принял с удовольствием. По его словам, то, что в городе проводится такой фестиваль, означает, что творческая жизнь здесь продолжается, и есть люди, которым она не безразлична.
Опера «Евгений Онегин», над которой и приехал работать Михаил Плетнев, откроет сегодня ХХХ Международный оперный фестиваль им. Шаляпина. Опера будет идти три дня подряд. Отметим, что билеты на нее раскупили в первую очередь.
Михаил Плетнев:
— Конечно, опера «Евгений Онегин» с одной стороны всем известна, но поставить ее сложно. Что-то у нас получилось, что-то нет. Люди придут на спектакль, и мы увидим результат постановки. Все-таки такие личности как Пушкин и Чайковский — фигуры огромной духовной красоты. Бог одарил их невероятными талантами, и приступать к их творениям боязно. Само произведение, его музыка будут жить вечно.
Постановкой оперы «Евгений Онегин» занимается Михаил Панджавидзе. По его словам, произведение будет выдержано в классическом стиле. «Евгений Онегин» — одна из популярных опер не только в России, но и за рубежом. Она идет практически везде и то, что постановку не ставили в Казани, создавало дисбаланс в природе. «Есть ощущение, что „Евгений Онегин“ — это сакральная вещь. Если даже за границей люди чувствуют ее полновесность, то для нас она почти святая. В работе над этим произведением главный принцип, как у врача, не навреди», — отметил Михаил Панджавидзе.
О том, как Шаляпинский фестиваль повлиял на жизнь театра оперы и балета, рассказал директор театра Рауфаль Мухаметзянов. Именно он стоял у истоков создания форума, хотя до него два года об этом говорили. Но именно Рауфаль Мухаметзянов оказался тем самым человеком, способным взять на себя ответственность за проведение фестиваля. В 1982 году состояние театра было такое, что проведение форума ставилось под сомнение. В то время никто не ходил на спектакли, иногда артистов на сцене было больше, чем зрителей в зале. Однако постепенно фестиваль вернул публику в театр.
Рауфаль Мухаметзянов:
— Я помню, когда приехал один из заместителей министров РФ к нам на фестиваль, то он удивился неподдельному интересу зрителей в зале. В то время фестиваль стал ниточкой, спасением для театра. Но мы не ожидали, что он превзойдет все ожидания. Сейчас у нас даже класс артистов изменился. Нельзя угадать, как в этом году пройдет фестиваль, волшебство спектакля и заключается в неведении, хотя организаторы сделают все для того, чтобы получился успех. Как правило, если ты хорошо подготовился, то ожидания от фестиваля оправдаются.
Анна Нетребко и Лео Нуччи не примут участие в Шаляпинском фестивале
В этом году в рамках фестиваля на сцене выступят звезды Мариинского и Большого театров. По словам Рауфаля Мухаметзянова надо брать пример с запада, где дирижеры класса «А» в отличие от России перемещаются среди такого же класса оркестров.
Рауфаль Мухаметзянов:
— У нас главные дирижеры, режиссеры, хореографы работают в одном театре, пока не умрут. В каждом спектакле есть артисты, которые не выступали в Казани, что приносит определенные сложности. Например, приезжает известный бас Рене Папе, которого критики называют лучшим современным исполнителем роли Бориса Годунова. Пока есть сложности по интерпретации спектакля, но мы все делаем, чтобы сконцентрировать весь нотный потенциал.
По словам директора театра, если бы состав артистов был постоянный то, можно было поставить и национальную оперу. Сейчас в афише есть дырки, то есть дни, когда нет спектакля, хотя обычно на Шаляпинском фестивале все спектакли идут без перерывов. Но на этот раз пробелы были сделаны под конкретного исполнителя, который первый раз на фестивале.
Между тем, пробелы в афише появились из-за того, что солистка Анна Нетребко в последний момент отменила свой визит. «Анна очень хотела приехать, просто в силу каких-то обстоятельств не смогла. Также отказался и итальянский тенор Лео Нуччи», — заявил Рауфаль Мухаметзянов. По его словам, театр сейчас не огражден законодательно от того, что даже при заключении контракта с артистом, тот, будучи солистом другого театра, может уехать на свое постоянное место работы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: