Новости
26 Сентября 2008, 14:09

Он рисует спектакли

Главный художник Качаловского театра Александр Патраков отметил шестидесятилетний юбилей. Юбилеи Александр Михайлович не любит и еще накануне говорил, что хотел бы исчезнуть на это время из города.

Но не получилось — друзья-коллеги приготовили чествование, а сам юбиляр открыл в атриуме театра юбилейную выставку, в экспозиции которой уместилась целая «афиша». Патраков представил публике эскизы к спектаклям и костюмам. Вышло очень театрально — весь репертуар качаловцев за последние годы представлен зримо.

Александр Патраков родился в Челябинске, окончил Свердловское художественное училище. Затем — Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Работал в театрах Челябинска, Самары, Читы, Ярославля, Новокузнецка. С 1996 года — главный художник Качаловского театра. Участник международных и всероссийских выставок, оформил около 200 спектаклей. Народный художник РТ, лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая.

Театр возник в жизни Патракова можно сказать случайно — в свое время он поступил на работу в челябинский ТЮЗ заведующим декорационным цехом, и года хватило, чтобы он «заразился» театром. Он считает, что принес в жертву сценографии занятия живописью, потому что верит выражению Петра Кончаловского, говорившего, что «живописью по совместительству не занимаются».

Сценограф — профессия в театре относительно молодая, в России всерьез о сценографии заговорили в начале прошлого века, когда художник Симов начал оформлять спектакли Художественного театра, а Савва Морозов пригласил в свой частный театр лучших живописцев. Затем были триумфальные «Русские сезоны» Сергея Дягилева, где публика аплодировала наравне с исполнителями и режиссерами и оформителям спектаклей. Впрочем, «оформители» — цвет русской живописи, в основном, «мирискуссники», были полноценными авторами спектаклей. Так что термин «декоратор» исчез, уступив место более респектабельному — «сценограф».

Патраков — художник-постановщик спектаклей, он ставит их вместе с режиссером. Эпоха реализма в сценографии в последние десятилетия ушла в прошлое, прихватив с собой расписные задники и излишне подробную бутафорию, а на ее место пришел образ-символ спектакля. Как же он рождается у Александра Патракова?

Чаще всего в муках, говорит Александр Михайлович. Все зависит от драматурга. Иногда образ прячется, иногда — лежит на поверхности. Для главного художника Качаловского очень важно первое впечатление от прочитанного материала. Бывает, что пьесу приходится перечитывать по нескольку раз.

Найти консенсус с режиссером — тоже важная часть работы. Патраков говорит, что в молодости он, максималист, не всегда соглашался с постановщиком, но с годами понял, что театр — дело коллективное, рассчитанное на сотрудничество и взаимопонимание. Не нравится — иди в индивидуальное творчество. Задача сценографа — уловить замысел режиссера и идти с ним в ногу. С Александром Славутским, с которым многие годы работает в тандеме Патраков, процесс происходит так: вначале Александр Михайлович, «загруженный» материалом, высказывает свое видение будущей постановки. Затем в лидеры вырывается режиссер, а сценограф становится ведомым. Главное — они умеют договариваться.

Еще одна вещь, о которой следует помнить сценографу, — удобство существования актеров в данном пространстве. Патраков шутит, что за время его работы в театре ни один актер не покалечился в декорациях.

Театр занимает все время Александра Патракова. Но если выдается свободное время, он посвящает его графике и своим любимым городским мотивам — просто рисует деревья и дома. Как будто создает декорацию к еще не поставленному спектаклю.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: