Но не получилось — друзья-коллеги приготовили чествование, а сам юбиляр открыл в атриуме театра юбилейную выставку, в экспозиции которой уместилась целая «афиша». Патраков представил публике эскизы к спектаклям и костюмам. Вышло очень театрально — весь репертуар качаловцев за последние годы представлен зримо.
Александр Патраков родился в Челябинске, окончил Свердловское художественное училище. Затем — Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Работал в театрах Челябинска, Самары, Читы, Ярославля, Новокузнецка. С 1996 года — главный художник Качаловского театра. Участник международных и всероссийских выставок, оформил около 200 спектаклей. Народный художник РТ, лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая.
Театр возник в жизни Патракова можно сказать случайно — в свое время он поступил на работу в челябинский ТЮЗ заведующим декорационным цехом, и года хватило, чтобы он «заразился» театром. Он считает, что принес в жертву сценографии занятия живописью, потому что верит выражению Петра Кончаловского, говорившего, что «живописью по совместительству не занимаются».
Сценограф — профессия в театре относительно молодая, в России всерьез о сценографии заговорили в начале прошлого века, когда художник Симов начал оформлять спектакли Художественного театра, а Савва Морозов пригласил в свой частный театр лучших живописцев. Затем были триумфальные «Русские сезоны» Сергея Дягилева, где публика аплодировала наравне с исполнителями и режиссерами и оформителям спектаклей. Впрочем, «оформители» — цвет русской живописи, в основном, «мирискуссники», были полноценными авторами спектаклей. Так что термин «декоратор» исчез, уступив место более респектабельному — «сценограф».
Патраков — художник-постановщик спектаклей, он ставит их вместе с режиссером. Эпоха реализма в сценографии в последние десятилетия ушла в прошлое, прихватив с собой расписные задники и излишне подробную бутафорию, а на ее место пришел образ-символ спектакля. Как же он рождается у Александра Патракова?
Чаще всего в муках, говорит Александр Михайлович. Все зависит от драматурга. Иногда образ прячется, иногда — лежит на поверхности. Для главного художника Качаловского очень важно первое впечатление от прочитанного материала. Бывает, что пьесу приходится перечитывать по нескольку раз.
Найти консенсус с режиссером — тоже важная часть работы. Патраков говорит, что в молодости он, максималист, не всегда соглашался с постановщиком, но с годами понял, что театр — дело коллективное, рассчитанное на сотрудничество и взаимопонимание. Не нравится — иди в индивидуальное творчество. Задача сценографа — уловить замысел режиссера и идти с ним в ногу. С Александром Славутским, с которым многие годы работает в тандеме Патраков, процесс происходит так: вначале Александр Михайлович, «загруженный» материалом, высказывает свое видение будущей постановки. Затем в лидеры вырывается режиссер, а сценограф становится ведомым. Главное — они умеют договариваться.
Еще одна вещь, о которой следует помнить сценографу, — удобство существования актеров в данном пространстве. Патраков шутит, что за время его работы в театре ни один актер не покалечился в декорациях.
Театр занимает все время Александра Патракова. Но если выдается свободное время, он посвящает его графике и своим любимым городским мотивам — просто рисует деревья и дома. Как будто создает декорацию к еще не поставленному спектаклю.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: