Общая выручка 100 крупнейших экспортеров Поволжья по итогам 2008 года достигла отметки 25 млрд. долларов. Это почти на 36% выше результатов 2007 года. По динамике ситуация сравнима с результатами 2006 года — тогда прирост в рассматриваемом сегменте составил 38%. Практически неизменным остался и объем экспорта — около 30 млн. тонн реализованной за рубеж продукции. Показатели могли бы быть еще выше, если бы не экономический кризис.
Непотопляемое лидерство
Подавляющую долю в структуре поволжского экспорта по итогам прошедшего года заняли две группы отраслей: нефтяная и нефтегазовая промышленность, а также химия и нефтехимия. Суммарный объем двух указанных отраслей в совокупном объеме поволжского экспорта составил 83%. Доля рассматриваемых отраслей в позапрошлом году оказалась не намного, но все же меньше — около 77%. Высокие темпы динамики объема реализации экспортируемой продукции нефтегазовых компаний (более 84%) вкупе с их подавляющей долей в общей выручке поволжских экспортеров вряд ли могут вселять надежду на то, что в обозримой перспективе диверсификация поволжского экспорта будет свершившимся фактом. Скорее всего, дальше все будет происходить по уже известной схеме: «баррели в обмен на доллары».
Первое место в нашем рэнкинге традиционно занимает «Татнефть» (Республика Татарстан). Ориентированность этой НК на внешний рынок позволила ей существенно увеличить темпы реализации собственной продукции за рубеж — по итогам года они составили 86% (для сравнения, по итогам 2007 года прирост был на уровне 22%). Доля «Татнефти» в суммарной выручке крупнейших поволжских экспортеров за прошедший год возросла с 32 до 44%.
Высокие темпы в динамике выручки продемонстрировали большинство НК и компаний химии и нефтехимии. «НОВАТЕК» и «Тольяттиазот» из Самарской области увеличили объем реализации на 77 и 91% соответственно. «Балаковские минеральные удобрения» (Саратовская область) — на 208%.
Откатились
В списке отраслей, которые за прошедший год сдали свои позиции, можно назвать машиностроение. По итогам 2008 года доля рассматриваемого сегмента снизилась с 15,9 до 12,4%. Причина кроется в сравнительно невысоких показателях динамики экспорта лидера поволжского машиностроения — тольяттинского АвтоВАЗа. За год прирост составил всего восемь процентов. Следующий за АвтоВАЗом татарстанский КАМАЗ вообще продемонстрировал девятипроцентное сокращение поставок за рубеж. В конечном итоге это привело еще и к ослаблению позиций самих компаний в нашем рэнкинге: АвтоВАЗ переместился с пятой позиции на шестую, КАМАЗ — с шестой на седьмую. Слабые показатели прироста продемонстрировал и УАЗ — около четырех процентов за год. Нижегородский ТД «Русские машины» сократил объемы экспорта на 10%.
К пострадавшим следует отнести и предприятия цветной металлургии: если позапрошлый год был для них периодом поэтапного увеличения объемов экспорта, то в году прошедшем данная отрасль оказалась лежащей на боку — объем экспорта за двенадцать месяцев снизился почти на 19%. Предприятия пищевой промышленности, фармацевтики, несмотря на неплохие показатели прироста объема реализации, при невысоких количественных показателях выручки пока не вносят существенного вклада в экспортный портрет Поволжья.
Утверждать, что ориентация на сырьевой экспорт — это однозначно большой минус нашего макрорегиона, мы не станем. Вместе с тем нельзя не отметить, что высокая зависимость от поставок сырья за рубеж продемонстрировала уязвимость экономики Поволжья в период острой фазы кризиса: снижение спроса либо падение цен на продукцию за рубежом может заметно снизить рентабельность ключевых экспортеров, а вместе с тем и суммарный объем реализации. В том, что диверсификация регионального экспорта, увеличение доли, например, предприятий пищевой отрасли в общем объеме экспорта позволили бы в итоге снизить вышеописанные риски, думаем, сомневаться не стоит. Другое дело, что подобный процесс даже при самых благоприятных условиях может занять не один год.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: