Новости
11 Июня 2019, 12:29
Рынок газомоторного топлива в Татарстане

«Один проект другого не исключает»: в Татарстане построят два завода СПГ И сеть криогенных заправок

Власти республики ждут от инвесторов — «Газпрома» и «ТопГаза» принципиальности в решении продвигать свои проекты.

В Татарстане одновременно могут работать два завода по сжижению природного газа (СПГ) — компаний «Газпром» и «ТопГаз». В правительстве считают, что заводы друг другу не помешают, так как у каждого своя ниша. Инвесторы, в свою очередь, просят обеспечить спрос — власти готовят новую программу развития республиканского рынка СПГ до 2030 года.

Два инвестора на один рынок

О строительстве в Татарстане комплекса по сжижению природного газа и сети криогенных автозаправок руководство региона договорилось с ПАО «Газпром» на минувшей неделе. В рамках ПМЭФ-2019 Рустам Минниханов подписал соответствующее соглашение с зампредседателя совета директоров компании Алексеем Миллером. Комплекс обеспечит поставки СПГ для использования в качестве моторного топлива.

Еще один отраслевой проект реализует компания «ТопГаз» — она строит в республике сеть автосервисов по переводу авто на метан. Для размещения своего комплекса по сжижению природного газа инвестор выбрал площадку в Тюлячинском районе. Инвестиции в проект оцениваются в 3,5 млрд рублей. Производительность комплекса составит 6 тонн в час. Сдать его планируют к 2021 году.

«Один проект другого не исключает, но есть общая сложность. Что должно появиться первично: инфраструктура или авто на метане, под которые будет строиться инфраструктура. В части СПГ мы находимся на начальной точке. Сейчас очень важна принципиальность инвесторов продвигать свои проекты», — считает глава минпромторга РТ Альберт Каримов.

Инвесторы просят обеспечить спрос

Работа по расширению парка автотехники, работающей на газомоторном топливе, ведется в Татарстане с 2013 года. За несколько лет количество газозаправочных станций в республике удалось увеличить до 20. Ежегодный объем реализации газомоторного топлива составляет 36 млн куб. м. На метане по итогам первого квартала 2019 года в РТ работает 5,5 тыс. автомобилей.

При этом бюджет Татарстана на развитие рынка СПГ уже израсходовал около 1 млрд рублей. Такие цифры озвучивал Рустам Минниханов и не скрывал, что результаты не те, к которым стремится республика. Он предлагал распространить действие программы использования метана для транспорта агропромышленного комплекса, пассажирских перевозок, строительства и ЖКХ.

«Мы активно работаем и результаты неплохие. Но это не то, что мы хотим. Мы должны кратно расти в части реализации и по сжатому газу, и по сжиженному газу», — говорил в апреле Минниханов на совещании в кабмине с участием замминистра энергетики РФ Антона Инюцына.

Инюцын тогда заявлял, что правительство на субсидирование строительства газовых заправок направит 3,5 млрд рублей в 2019 году. По его словам, инвесторы готовы вложить в строительство 180 газовых АЗС более 20 млрд рублей. Но инвесторы требуют обеспечить им спрос.

«Для инвесторов ключевой вопрос — обеспечение спроса после того, как заводы будут построены. Мы решаем этот вопрос различными способами. Оба проекта жизнеспособны, у них есть свои ниши. По обоим проектам будем продвигаться, чтобы достичь результаты. Готовим отдельную программу для развития и увеличения количества транспорта на СПГ. В ближайшее время мы эту программы закончим», — рассказал Альберт Каримов.

Справка

В Татарстане на метане работают 5,5 тыс. автомобилей. Объем реализации метана в республике в 2018 году вырос на 23%.

Вдоль федеральных автодорог в границах Татарстана функционируют 4 АГНКС и около 50 в составе существующих АЗС. В 2019 году в республике построят три новые газозаправочные станции — на км 842+750 трассы М-7 «Волга»; возле п. Новая Тура; вблизи Иннополиса на км 768+600 км трассы М-7.

Динара Сафина

Рамиль Айбатов предлагает инвесторам бизнес-идеи на любой кошелек

Место, где нефтяные вышки соседствуют с полями пшеницы, а инвестиционные проекты обещают изменить жизнь района. Глава района Рамиль Айбатов и глава АИР РТ Талия Минуллина обсудили какие возможности есть для бизнеса в Черемшанском районе.

75% денег — от нефти, 67% земли — под пшеницу

В 2024 году валовый территориальный продукт (ВТП) Черемшанского района составил около 48 млрд рублей, и большая доля этих денег пришла от 10 нефтегазодобывающих предприятий. Не только промышленность продвигает район: две трети территории района занимают сельхозугодья (90 901 га), около 30% — леса (36 373 га), и лишь небольшие участки отведены под населенные пункты и промышленные зоны.

«Сегодня экономика этого района в основном — это сельское хозяйство и нефтяная промышленность. Если мы посмотрим ВТП, там порядка 75% — это промышленность. Можно сказать, что здесь с точки зрения промышленности уже есть хорошая база и потенциал. Ну и, безусловно, все, что связано с сельским хозяйством, тоже», — отметила глава АИР РТ Талия Минуллина.

Фото: АИР РТ

В сельском хозяйстве трудится около 400 человек. Общий объем валовой сельскохозяйственной продукции по хозяйствующим субъектам составил в 2024 году 2, 669 млрд рублей, доля растениеводства от этой суммы — 86%.

Особое внимание привлекает компания «Био-Агро», которая с 2016 года ведет масштабную сельхоздеятельность в районе. За эти годы предприятие вложило более 2,8 млрд рублей в технику, инфраструктуру и земельные активы. Сейчас компания готовится к реализации амбициозного проекта — строительству элеваторного комплекса на 30 тыс. тонн зерна с кормовым центром. Объем инвестиций оценивается в 1 млрд рублей, проект должен быть завершен к 2030 году и создаст 39 новых рабочих мест.

«Этот проект давно назрел, и мы сильно заинтересованы в его реализации», — подчеркнул финансовый директор компании Алмаз Хасанов.

Неочевидные новые проекты

Район активно развивает и другие направления. Бренд минеральной воды «Хан-Су» от компании «Черемшан су» прошел все необходимые сертификации, включая халяль-стандарт. Сейчас предприятие инвестирует 50 млн рублей в строительство цеха по производству сладких напитков площадью 864 кв. м, что создаст около десяти новых рабочих мест.

Одним из проектов, который ждет инвестора, это создание промышленного парка. В юго-восточной части села Черемшан имеется подходящий земельный участок площадью 94,7 га. История у проекта длинная, переговоры с индустриальным парком «М-7» зашли в тупик. Инвесторы хотели получить землю в собственность, но муниципалитет может предложить только аренду. Работа остановилась и ждет новых инвесторов.

Еще один важный проект — строительство мусороперегрузочной станции компанией ООО «Гринта». На эти цели планируется направить около 90 млн рублей, что позволит создать двадцать рабочих мест. Проектировочные работы уже ведутся, а к августу должны начаться строительные работы.

Фото: скриншот трансляции АИР РТ

Выбор ниш за 15 млн: мотоклуб или бывший завод?

Один из необычных проектов — создание мотоклуба, инициированного региональной общественной организацией «Мотоклуб РТ». На реализацию задумки требуется 15 млн рублей.

«15 миллионов — это не слишком мало для такого проекта?» — поинтересовалась Талия Минуллина.

«В основном там будут трассы, даже трибун не планируется», — пояснил глава района Рамиль Айбатов.

Идея создания специализированной площадки возникла в ответ на участившиеся случаи аварий с участием несовершеннолетних, управляющих питбайками и квадроциклами. Тренировки будут проходить под руководством опытных инструкторов.

«Мы хотели создать специальное место, где молодежь могла бы заниматься мотоспортом безопасно», — добавил глава района.

За те же 15 млн рублей, которые требуются для мотоклуба, можно приобрести бывший маслосырзавод с административным зданием, производственными корпусами, складами и даже гаражом для хранения ГСМ.

Анастасия Сорокина

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Айбатов Рамиль Талгатович

Глава Черемшанского района РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: