Новости
12 Июля 2011, 18:38

Очевидцы трагедии о «Булгарии»: «Я еще тогда подумал — это не корабль, а корыто»

Николай Лаптев, руководитель казанского филиала крупного брокерского дома, вместе с семьёй отдыхал на лайнере «Арабелла», когда тот первым оказался на месте крушения «Булгарии». Во время спасательной операции Николай вместе с другими добровольцами помогал экипажу судна спасать выживших пассажиров утонувшего парохода.

Лаптев«Волны были высотой в метр-полтора, позже они достигли величины в два-два с половиной метра» — вспоминает Николай, рассказывая корреспонденту ВК о трагических событиях воскресенья:

У нас был туристический круиз Казань — Елабуга — Булгар — Казань. Мы отплыли из Казани в пятницу в 22.00 и должны были приплыть в воскресенье в 7 часов вечера, но приплыли с большим опозданием — в начале десятого. Плыл я с семьей — супругой и детьми.

С теплоходом «Булгария» мы встретились в самих Булгарах, он пристал там раньше, мы состыковались с его бортом, и через этот корабль переходили на берег. Проходя через центральный проход этого судна, мы видели, что корабль перекошен — у него был достаточно сильный крен на правый борт.

Я тогда ещё подумал — не корабль, а корыто, его состояние оставляет желать лучшего, и плыть на таком судне совсем не хотелось бы. Разница по времени у нас была примерно час-полтора, мы отошли от Булгар примерно в час дня, в 13.15 пообедали и после обеда поднялись на верхнюю палубу.

Когда мы отплывали, шёл сильный дождь, волны были высотой в метр-полтора. Ближе к двум мы услышали возглас капитана: «Тревога, человек за бортом!». Первым человеком, спасённым экипажем нашего теплохода, по словам экипажа, был старпом «Булгарии». Он проплыл примерно километр от места трагедии на спасательном круге. Мужчина плыл в нашу сторону и кричал о том, что надо спасти людей впереди, что там женщины и дети…

Подойдя к этому месту катастрофы, мы увидели красные надувные плоты, на которых были люди. По приказу капитана всё четыре шлюпки были спущены на воду, и команда занялась спасением людей. Нас в это время попросили занять свои каюты, чтобы не мешать работе экипажа. Обслуживающий персонал круиза и все туристы приняли большое участие в судьбе спасшихся. Собрали одежду теплую — у кого что было — футболку, бельё, носочки детские, одеяла, покрывала. Те пассажиры, у кого были две каюты, одну каюту освобождали для пострадавших. Так поступали мы и многие другие.

В нашей каюте остановилась, наверное, единственная семья, в которой уцелели все. Возможно, я ошибаюсь, дай Бог, чтобы я ошибался. Но это единственная семья — муж, жена и ребёнок, которые остались втроём. Остальные были порознь — кто-то потерял внучку, дочь, сына, сестёр, мать — по-разному. Эмоциональный настрой на корабле был очень напряжённым.

Команда занималась непосредственным спасением людей — весь экипаж был на лодках. А несколько мужчин, в том числе и я, помогали экипажу поднимать пострадавших с лодок на борт. При этом волны были порядка полутора метров. Конечно, из-за волн можно было кого-нибудь не увидеть, но ребята-туристы принесли бинокли, и мы внимательно осматривали все вокруг.

Люди, которых мы принимали, были скользкие, в мазуте. Мы их затаскивали и провожали в то место, где с ними работала медицинская команда. Слава богу, на корабле оказались медики из перинатального центра, не помню из какого города, 18 человек с главным врачом. Молодцы ребята — своевременно оказали пострадавшим помощь. Нуждавшихся в медицинской помощи было порядка двадцати человек, если не больше.

У одного мужчины была сломана ключица, у другого пострадавшего был тяжёлый перелом, но его отправили на метеоре в Казань через полчаса после того, как началась спасательная операция. По первоначальным оценкам, мы подняли на борт 76 человек. Потом выяснилось, что на нашем борту было 83 человека.

Из команды корабля, 22 человек, насколько я знаю, осталось в живых 18 человек. Это хорошая такая цифра, но, видимо, они просто боролись, выжили. Людей также размещали в ресторане, баре, людей отпаивали горячим чаем, водкой. Команда корабля пыталась реанимировать людей — спиртное было выделено по полной программе для того, чтобы снять состояние шока, в котором люди поднимались на борт. Люди смотрели на нас глазами, огромными от ужаса и не понимали — как это всё могло случиться, и почему катастрофа произошла так быстро.

Одна женщина плакала и говорила, что не сумела помочь своему сыну, который бежал из игровой комнаты к ней с криком «Мама, мама, помоги!». Она не добежала до него буквально несколько метров — её накрыло волной, в итоге женщина очнулась наверху, а сына рядом уже не было.

Мужчина, полностью вымазанный в мазуте, просто молчал. Потом мне рассказали, что он потерял свою беременную супругу и не смог спасти сына. Когда их засасывало в воронку, рука шестилетн
его мальчика выскользнула из его руки. Минут через 40 после того, как наш теплоход начал спасательную операцию, подошли катера МЧС, а где-то через час-полтора и катера милиции. Вертолёт прилетел только часа через 3.

Когда мы подняли на борт всех пострадавших и убедились в том, что спасать больше некого, мы оттуда отошли. На месте остались катера МЧС, а над водой начала кружить «вертушка». По пути следования мы пару раз замедляли ход по причине того, что на наш теплоход с катеров выгружалась мчсовцы и бригады следственного комитета. Они подплывали на катерах и останавливали судно. В последний раз сотрудники МЧС не смогли к нам попасть — бушевали волны порядка двух с половиной метров. Катер пытался к нам пристать, но ничего не выходило — трос каждый раз обрывался.

Когда мы прибыли в Казань, первыми на берег выходили пострадавшие. В порту нас встречали команды МЧС, скорой помощи, полиции и очень-очень много людей, которые ждали своих родственников. Пассажиры «Булгарии» выходили по очереди, их снимали на видеокамеры и узнавали их фамилии для того, чтобы ещё раз уточнить списки. Пострадавших закутывали в одеяла, кого-то направляли в кареты скорой помощи, других отдавали в руки родственников.

Встречающие кидались на родных со слезами радости или горести. Тяжёлая картина — многие надеявшиеся встретить семью, встречали лишь одного человека, а многие и вовсе никого. У меня супруга с утра сказала — больше на теплоходах мы не плаваем. Жизнь — есть жизнь, не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Я человек воевавший, прошёл Афган, я знаю, что такое смерть, отношение к жизни у меня уже сложилось.

Но когда детишки погибают из-за халатности и жадности людей, которые видят то, что посудина уже сто лет как должна быть списана… Утверждения о полной исправности парохода — это полный бред, просто маразм. Он выходил с креном на правый борт из Казани, стоял скособоченный в Булгаре… Кроме того, корабль был перегружен.

Я обращаюсь ко всем тем, кто собирается в отпуск — необходимо изначально смотреть, каким туроператором, на каком корабле, на каком поезде вы будете путешествовать, какое состояние самолёта и так далее. В наш период техногенных катастроф это очень важно. Пока всё очень печально, но очень хочется верить в лучшее.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: