Законопроект «Об образовательном кредите» определяет механизмы государственной поддержки системы образовательного кредитования и предусматривает финансирование не только обучения в вузах, но и оплату социальных нужд. Образовательные кредиты уже предоставляет ряд банков (кстати, Ассоциация российских банков (АРБ) и выступила с инициативой создания такого документа), однако они доступны далеко не всем. В окончательном варианте законопроекта должна быть определена приемлемая процентная ставка по таким кредитам, обязанности заемщика, кредитора, а также положение государства. Подробнее об этом законопроекте рассказала заместитель председателя Комитета образования и науки Государственной думы Валентина Иванова.
Валентина Николаевна, чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость введения образовательных кредитов?
Для этого есть несколько причин. Во-первых, обеспечивая образование и подготовку специалистов за счет бюджетных средств, мы не получаем их в той отрасли, для которой готовили. Это прежде всего касается сфер образования и здравоохранения. В школах растет неукомплектованность педагогических кадров по ключевым предметам — русскому языку, математике, хотя ежегодно выпускается достаточное количество специалистов. Возникает вопрос: как увязать вложенные государством в обучение средства и отдачу государству? Рассматривая вопрос о кредитовании, мы пришли к выводу, что средства, вложенные в подготовку специалистов для бюджетных организаций, госсферы, должны рассматриваться как государственная возвратная субсидия, то есть государство оплачивает обучение, но, если человек затем не идет на работу в профильное учреждение, он должен вернуть эти средства. Таким образом, мы получаем схему возвратности. И распылять в дальнейшем бюджетные средства — неправильно и неэффективно.
Во-вторых, существует еще одна причина, требующая изменить подход к финансированию образования. Сегодня в условиях рыночной экономики мы фактически готовим специалистов для частных организаций. Весь мир работает другим образом: подготовку кадров оплачивают корпорации, фирмы, агентства — работодатели. Очевидна необходимость пересмотра механизма и для России. Поэтому мы предлагаем компаниям выплачивать кредит в процессе обучения, не дожидаясь, когда специалист к ним поступит на работу.
И, в-третьих, сегодня студентам необходима поддержка в затратах на социальные нужды. Депутаты Госдумы стараются увеличить стипендиальный фонд, ту его часть, которая идет на социальную поддержку. Но, хотя с сентября фонд увеличен в пять раз, она все равно невелика. Словом, есть необходимость привлечения кредитных организаций для решения и этого вопроса.
Будет ли использоваться зарубежная практика и опыт тех банков, которые сейчас предлагают образовательные кредиты?
Инициаторами внесения этого законопроекта выступила Ассоциация российских банков (АРБ), в которую входят и те банки, которые сейчас предоставляют образовательные кредиты.
Существуют ли ограничения для такого займа?
В принципе банки должны выдавать кредит любому студенту, но пока с этим есть сложности, поскольку у них довольно высокая ставка рефинансирования — 16−18\%. Тем не менее в Ассоциации говорят о готовности снизить ставку на 2\%, сделать кредит льготным. Кроме того Ассоциация предлагает выплачивать проценты по кредитам государству.
Для многих переход на образовательные кредиты означает неминуемый переход на платное образование. Так ли это?
Платное образование никак не связано с образовательными кредитами. Даже если будут введены государственные возвратные субсидии, то при условии отработки никто не будет требовать возврата бюджетных средств. Просто будет необходимо соблюдать условие отдачи квалификации.
Кто кроме родителей сможет выплачивать кредиты?
Это самый главный вопрос. Необходимо так организовать образовательное кредитование, чтобы бизнес оплачивал подготовку кадров.
Сегодня далеко не все компании хотят принимать на работу молодых специалистов. Как же они согласятся выплачивать за них кредиты?
Это лишь одна сторона этой проблемы. Я могу привести живые примеры востребованности рабочих кадров в сфере среднего специального образования. Экономический фактор сейчас работает на сферу образования: предприятия испытывают необходимость в новых рабочих силах. Они нужны и на уровне высшего образования: например, судостроительные предприятия в Санкт-Петербурге уже принимают на работу студентов с третьего курса, таким образом готовя для себя специалистов. Подобная тактика имеет эффективную отдачу и показывает, что компании заинтересованы в молодых кадрах. Хотя надо признать, что такая ситуация наблюдается далеко не во всех сферах экономики.
Известно, что АРБ выступает за то, чтобы государство выступало гарантом при образовательном кредитовании.
Как я уже говорила, АРБ предлагает снизить процентную ставку, если государство возьмет на себя выплату процентов за кредит. В ходе обсуждения законопроекта мы критиковали позиции и АРБ, и Высшей школы экономики (ВШЭ). Да, это интересное предложение, но какова степень заинтересованности государства в его реализации? В документе это должно быть четко определено. Сегодня этот вопрос требует дополнительной проработки.
Министерство образования и науки со скептицизмом отнеслось к этому предложению?
Министерство образования и науки, а также Федеральное агентство по образованию с определенным сомнением отнеслись к предложению выплачивать за студентов проценты по кредитам. Мы намерены заслушать доработанный законопроект и узнать, как видят банки схему создания заинтересованности государства. Обратились с этим же вопросом и в Федеральное агентство: есть ли какие-то основания для того, чтобы государство покрывало проценты за кредиты. Задача в том, чтобы найти, в чем здесь будет выгода, и сближать эти концепции. Хотя мы прекрасно понимаем, что проблема заключается в том, для какой отрасли будем готовить специалистов по такой схеме. Например, инженер первое время не получает необходимых для возврата кредита средств — для этого ему надо зарабатывать по меньшей мере $ 700 в месяц, чтобы со второго года начать его выплачивать. А ведь в регионах совсем другой уровень зарплат. Поэтому возникает вопрос: для всех ли отраслей экономики подходит схема кредитования? Мы должны оценить уровень будущей зарплаты специалиста в той или иной отрасли и подумать о том, каков будет социальный кредит; как мы заинтересуем государство в том, чтобы оно покрывало по ним проценты, в чем его мотивация.
Но необходимость образовательных кредитов очевидна: мы резко продвинем всю систему образования к оценке эффективности вкладываемых средств в подготовку специалиста. А также побудим человека совершать рациональный выбор профессии. Выбирай один раз — тебе придется работать или возвращать за обучение большую сумму денег. Выбирай, где ты будешь работать, чтобы вернуть кредит. То есть мы говорим о том, чтобы семья, абитуриенты задумывались о жизненной стратегии, оценивая свое будущее, и, как следствие, мы все вместе оцениваем будущее экономики страны.
Руководство ВШЭ довольно много говорит о том, что ни в одной другой стране нет такого количества обучающихся в вузах. Возможно, введение образовательных кредитов снизит их число?
Нет. Сейчас Министерство образования и науки совместно с правительством РФ разрабатывают систему госзаказа для каждой отрасли. Если исследования покажут, что подготовленные специалисты не востребованы на рынке труда, значит, в госзаказ внесут коррективы. Причем прямым образом, а не введением платного обучения. Если мы выделяем бюджетные деньги, а люди не могут трудоустроиться, это не означает, что они должны платить, а свидетельствует об отсутствии прогноза потребности в кадрах. Кроме того, надо увязать ответственность отрасли и предприятий за этот заказ. Они же его подписывают, согласовывают, но не финансируют и не отвечают за трудоустройство специалистов, подготовленных для этих предприятий за счет бюджетных средств. Надо преодолеть такую ситуацию.
Тем не менее изменения в сфере образования неизбежны.
На мой взгляд, образовательные кредиты — прямая мера повышения эффективности затрат в сфере образования. Мы же как раз и увязываем затраты, которые несет государство, с работой специалистов всех знаний в тех отраслях экономики, для которых их готовили. Мы хотим, чтобы в законопроекты, которые будут обсуждаться в Государственной думе, были включены и вопросы кредитования. В частности, недавно на генеральном совете партии «Единая Россия» была создана большая комиссия по выработке стратегии реформирования образования. Комиссия будет оценивать в том числе и схемы кредитования, а также добиваться ее включения в закон как инструмента повышения эффективности всех затрат в сфере образования.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: