В условиях социально-экономических преобразований первостепенное значение для РТ приобретают вопросы повышения эффективности использования ресурсов, реализации внутренних резервов и привлечения в образование дополнительных внебюджетных средств. Другими словами — вопросы оптимизации бюджетных расходов.
Отраслевой консолидированный бюджет Министерства образования в 2003 году был утвержден на уровне 2002 года, а бюджет на 2004 год принят в объеме 12 млрд. 71млн рублей с коэффициентом роста 1,2 к плану 2003 года. Необходимо отметить, что несмотря на снижение доходной части бюджета республики, правительством уделяется значительное внимание социальной защите работников образования: в 2004 году сохранена 30%-я ежемесячная стимулирующая надбавка молодым специалистам, на что в бюджете предусмотрено 34млн. рублей, дополнительно выделены 76 млн. рублей на увеличение доплат учителям за классное руководство. Для дальнейшей информатизации образовательного процесса выделено 20 млн. рублей на подключение основных и средних школ к международной сети Интернет. В целях развития кадетского образования предусмотрено 5 млн. рублей, которые будут направлены на капитальный ремонт и реконструкцию кадетских школ-интернатов в городах Казани, Нижнекамске и Бугульме.
В 2003 году стали максимально использоваться сохранившиеся интернаты при школах. В текущем учебном году в 133 пришкольных интернатах проживает более 2тысяч учащихся.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года МО республики осуществлялась деятельность, направленная на совершенствование структуры и содержания общего образования; развитие предпрофильного обучения в старшей школе;на поддержку одаренных детей, создание условий для организации и проведения республиканских, всероссийских и международных олимпиад школьников.
В 205 учреждениях нового вида (82 школы с углубленным изучением предметов, 82 гимназии, 41 лицей) успешно реализуются программы углубленного и профильного изучения различных учебных предметов.
В рамках реализации Концепции профильного обучения совместно с Татаро-американским институтом и Казанским государственным педагогическим университетом в 2003—2004 учебном году организована экспериментальная отработка сетевой модели профильного обучения в старших классах. На сегодняшнем этапе эксперимента идет апробация трех возможных организационных направлений содержания профильного обучения:
1. Обучение, обеспечивающее получение массовых профессий невысокой квалификации, предполагающих физический или монотонный исполнительский труд.
2. Обучение, ориентированное на улучшение адаптации на послешкольных этапах, подготовка к успешному продолжению образования в профессиональных училищах, техникумах, к обучению на предприятиях с целью получения более высокой квалификации по профессиям и специальностям среднего интеллектуального наполнения.
3. Начальный этап пути к получению высокой квалификации с перспективой профессионального успеха, достижения деловой карьеры.
Кроме того, в предлагаемых Министерством образования РФ базисных учебных планах не полностью учтена современная языковая ситуация в субъектах РФ, обусловленная функционированием в них двух государственных языков: русского языка и языка титульной нации. Предложенные варианты учебных планов для школ с русским (родным) языком обучения в полной мере не могут быть реализованы в условиях РТ, поэтому Министерство образования РТ выступило с предложением предусмотреть вариант учебного плана для школ с русским (государственным) языком обучения.
Успешно решен комплекс задач первого этапа, предусмотренных Государственной программой РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ. Были созданы условия для получения дошкольного, начального, основного и среднего общего образования на своем родном языке, в том числе и для детей народов, компактно проживающих в нашей республике. Для этого сохранены все национальные школы, сеть воскресных школ, к началу нового 2003−2004 учебного года открылись 246 новых татарских классов на базе школ с русским языком обучения. В ряде районов и городов открылись школы (классы) с русским родным языком обучения, с русским этнокультурным компонентом.
С начала 2003—2004 учебного года МО РТ начата работа по отработке механизма проведения ед иного государственного экзамена на территории республики. В феврале текущего года во все школы РТ поступят тестовые материалы единого госэкзамена 2002 и 2003 годов, для учащихся 10 классов будут проведены республиканские контрольные работы с использованием контрольно — измерительных материалов единого госэкзамена.
Впервые в 2003 году в порядке эксперимента по восьми предметам были проведены зональные туры республиканских олимпиад школьников. Учитывая положительные результаты эксперимента, МО РТ принято решение о проведении в этом учебном году зональных туров по всем предметам, что по предварительным оценкам позволит в среднем в два раза уменьшить расходы бюджетов городов и районов РТ на данные мероприятия.
Важным моментом работы МО РТ является то, что в 2003 году была продолжена работа по реализации республиканкой междисциплинарной программы «Образование и здоровье школьников РТ».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: