Напомним, согласно пенсионной реформе, пенсия теперь состоит из трех частей — базовой, страховой и накопительной. Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. Прогнозировалось, что к старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы в том, чтобы зарплаты выплачивались легально.
То, что полученный результат на втором году реализации реформы несколько не совпадает с прогнозами специалистов уже в самом начале, — неудивительно.
Люди в большинстве своем, как и год назад, о пенсионной реформе не знают и не думают. А та разъяснительная работа, которую государство вроде бы активно проводит, находит отклик в мыслях только тех, кто действительно хочет что-нибудь узнать о реформе. В итоге назревает ситуация, когда без вмешательства государства ситуация не изменится.
Во-вторых, дезориентация со сроками пенсионного выбора также негативно сказалась на реализации реформы. По закону (№ 111-ФЗ), выбор надо было сделать до 1 октября, но еще весной руководство Пенсионного фонда России (ПФР) заявило, что сроки надо менять. Было обещано, что через Правительство РФ в Госдуму будет внесен законопроект о том, чтобы срок выбора сдвинуть на 3 месяца — до 31 декабря (как было в прошлом году). Соответственно летом, которое является объективно плохим временем для рекламных кампаний, участники рынка (управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фоды (НПФ) не пытались проявлять никакой активности. В начале же сентября было объявлено, что переноса сроков не будет, — фактически остался один неполный месяц. За это время очень сложно нормально организовать рекламно-информационную кампанию, выстроить отношения со СМИ, PR-агентствами. В результате УК и НПФ в основном оказались не готовы к тому, чтобы продвигать себя сами.
И наконец, большую отрицательную роль сыграло исключение из накопительной системы средств граждан средних возрастов (дискуссия по этому поводу велась весной 2004 года, законодательное оформление последовало летом). Как известно, с начала 2005 года будет снижена ставка единого социального налога (ЕСН), в результате чего прогнозируется дефицит бюджета ПФР. Чтобы его частичного «залатать», из накопительной системы исключаются средства граждан 1953−1966 гг. рождения: их пенсионные взносы будут полностью поступать в «страховую часть»,
Кроме того, некоторые проблемы возникли и с НПФ. В начале года эти организации активно позиционировали себя, однако затем сильно снизили свою активность из-за возможных налоговых проблем. Дело в том, что в Налоговом кодексе (НК) средства пенсионных накоплений, передаваемые из ПФР в НПФ, не названы в числе доходов НПФ, необлагаемых налогом на прибыль — ведь до этого года такого источника доходов у них просто не было. Значит, если не будет поправок в НК, то НПФ придется заплатить налог на прибыль из тех средств пенсионных накоплений, которые люди им переведут, и тем самым испортить свою репутацию.
Однако говорить, что пенсионная реформа не состоялась, — еще рано. Проект «Пенсионная реформа» является долгосрочным — это своего рода марафон, рассчитанный на два-три десятилетия. Поэтому на втором году этого марафона сказать, чем он закончится, невозможно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: