В Казани, согласно официальным данным портала data.kzn.ru, находится около 150 парковок и стоянок, на которых могут разместиться более 37 тыс. машин. Места есть лишь для каждого десятого авто — в Казани насчитывается порядка 350 тыс. автомобилей. С учетом того, что треть населения города — пенсионеры, а ещё четверть — слишком малы для вождения, можно предположить, что машина есть у каждого второго казанца среднего возраста.
Мы решили посчитать — что произойдет, если каждому автомобилю создадут условия для парковки рядом с домом и местом работы.
Парковки Казани Полноэкранный режим
Если учесть, что стандартная площадь машиноместа — 12 квадратных метров, то для того, чтобы поместить все машины в городе, нужно всего-то 3,8 квадратных километров, или сотую часть от общей площади города. Эти 3,8 кв. км нужно умножить на два — ведь место нужно и около дома, и около работы. Округлим до семи квадратных километров — ведь не просто так строили многоуровневые паркинги, а кто-то и вовсе ставит машины в гаражи.
Семь квадратных километров — это 70 тыс. соток. Предположим, что средняя цена одной сотки земли в пределах города — 200 тыс. рублей. Стоимость земли, таким образом, 14 млрд рублей. Это 117% дефицита бюджета РТ на 2014 год, или 1400% средств, которые тратятся на ремонт дорог в Казани ежегодно, или 100% стоимости стадиона «Казань-Арена».
Но если от этих вариантов результат, как говорится, налицо — стадион все видят, улучшение дорог тоже заметно, то будет ли толк, если буквально подарить населению каждый пятидесятый сантиметр городской земли?
Нет. Автолюбители вряд ли будут приходить на работу раньше, а парковочные места не станут приносить прибыль. Единственный эффект будет по Евгению Гришковцу — «настроение-то улучшилось».
С другой стороны, если 7 квадратных километров покупает некий инвестор, то к ним подводятся инженерные сети, в бюджет идут коммунальные платежи, строятся офисы, налаживаются производства, земля покупается, перепродается, и со всего этого идут налоги в казну, а кто-то даже получает с этих земель зарплату, чтобы потом купить ещё одну машину.
Фабрики — рабочим, власть — советам, но с землей торопиться не стоит. Пускай железные кони пасутся где-нибудь в другом месте.
В любом случае, проблема с постройкой новых парковочных мест не решится. В Казани ежегодно наблюдается прирост автопарка в 7−8%, то есть более 20 тыс. машин в год. Темпы строительства парковок, которые смогли бы удовлетворить аппетиты всех автовладельцев, вовсе нереальны.
Кроме того, семь квадратных километров — это ещё около двухсот парковок. Сильнее всего они были бы востребованы в центре, около торговых и офисных центров. Предположим, что они все-таки появятся, хотя места для них совершенно нет. Поток автомобилей в центре увеличится. Люди, которые раньше добирались до работы на метро, пересядут на автомобили. Причем каждый на свой: один работник — одна машина. Практики совместных поездок соседей в Казани нет, как и нет льготных условий для этого — например, разрешение занимать автобусные полосы автомобилям, в которых есть хотя бы один пассажир.
Все это приведет к тому, что въезд в центр города станет платным, о чем слухи уже давно расползлись по городу. Нельзя будет бесплатно заехать в центр на своей машине — многие пересядут обратно на метро. А парковки будут пустовать — сначала надо заплатить за въезд в центр, а потом ещё и раскошелится на парковку. Такая система работает в Париже, Лондоне и Пекине — в городах, в которых дифференциация доходов на порядок выше казанской.
Другое решение — парковки во дворах. Но что выберут домохозяйства — спортивные детские площадки или парковки? В прошлом году в Казани были построены восемь универсальных спортплощадок на 42 млн рублей, то есть стоимость одного спортзала на открытом воздухе превышает 5 млн рублей. Да, оборудование парковки на 30−40 мест обойдется дешевле, но есть и компромиссные варианты — закопать парковки под горки и турники или построить спортплощадку на крыше парковки, как это сделали в Москве.
Первый вариант слишком дорог. Для второго не найдется ни площади во дворах, ни хозяев парковок, ведь юридически спортплощадки будут принадлежать им, следовательно, ответственность за детей нести также урбанистам.
Где ещё можно разместить парковки? Зеленые насаждения, парки, бесхозные территории, под землей, на крышах, складывать машины друг на друга… Перечисляя варианты, невольно встает вопрос — а нужны ли городу дополнительные парковочные места?
Европа и Америка в разрешении транспортного вопроса перешли на подавление спроса — дорогие парковочные места, дорогое владение машиной, высокие налоги, платные дороги и прочие меры. Например, сравнить Казань и Милан. Плотность населения в 3,5 раза выше, чем в Казани. Это как если бы всех казанцев загнали жить в Советский район. А благодаря почти карательным мерам Милан — один из немногих городов, в которых снижается количество автомобилей.
У нас же получается, что чем больше свободного места, тем сильнее хочется его чем-нибудь забить. Например, машинами. Да, бывает и хуже — в Москве на одну машину приходится 23 кв. метра, тогда как в Казани — 64, на один квадратный метр больше, чем в Токио. Однако в Лондоне на автомобиль приходится — 98 кв. метров, в Сан-Франциско — 176 (!) кв. метров.
Тем не менее, как бы это ни было болезненно для автовладельцев, парковкам в Казани нет места. Да, в Казани мало развиты такие альтернативы транспорта, как велосипеды, самокаты и прочие малогабаритные средства. Но чем ещё отличается наш народ, так это терпением. Стоит лишь подождать, и может быть, скоро нужно будет строить многоуровневые парковки для велосипедов.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: