18 декабря Госдума приняла в третьем чтении законопроект о торговле — закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Закон вступит в силу с 1 февраля 2010 года.
Этого закона давно ждали все — предпринимательское сообщество, торговые сети, поставщики, производители. Закон, как и ожидалось бизнес-сообществом, оказался положительным по отношению малому и среднему бизнесу. Так, законом установлено ограничение доли сетей на определенной территории субъекта РФ, городского округа, района на уровне 25%. Это ограничит темпы расширения крупных сетей, и не позволит им монопольно диктовать свои условия. Это может повлиять на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. В первую очередь это касается районных центров, небольших городов, где открытие «Магнита» или «Пятерочки», может повлечь за собой закрытие местных магазинов.
Еще один важный плюс закона, по мнению экспертов, состоит в том, что он ограничивает бонусы сетям — бонусы, которые сетевые структуры могут диктовать поставщикам и производителям. Высшая планка размера бонуса установлена на уровне 10%. Сегодня размер бонусов может доходить практически до бесконечности. Это, конечно, условно. Например, бонус мог составлять и 20% и 25, и 30 и более процентов. Этот фактор является ключевым для конечного потребителя. Потребитель может получить более низкие цены в магазинах. За эти бонусы, которые сети требуют от производителей и поставщиков, в конечном итоге проигрывает именно потребитель, который платит более высокую цену за эту продукцию. Четко работающий закон должен повлечь понижение цен на полках.
Джейхун Исаев, член Совета ТРО «Опора России», эксперт в области торговой деятельности:
— Сегодня можно назвать несколько видов скидок. Есть «ретро» скидки, есть за ввод новых продуктов, есть бонусы за ротацию продуктов, когда производитель вводит новые продукты, выводит старые. В общем, есть много таких экстравагантных схем, при которых сети получают много денег, скажем так, из воздуха.
Третий нюанс закона — это срок возврата денежных средств за поставленную продукцию. Законом установлено, что срок не может превышать 45 дней. Это для товаров, условно говоря, общей группы — для продуктов сроком годности более 30 дней. Все что касается товаров со сроком годности до 30 дней, социально значимой группы товаров со сроком 7 — 10 дней, то оплата должна производиться соразмерно срока годности продукции. Например, срок годности продукта 10 дней, оплата производится в течение 10 дней соответственно.
Джейхун Исаев:
— Раньше ведь как было, да и сейчас пока еще остается. Предположим, что компания делает поставки продукции сетям. Оплата за поставленный товар в договоре прописывается на уровне 60 дней и даже более. Получается, что на деле компания 2 месяца занимается инвестированием в дебиторскую задолженность. Одновременно с этим компания должна найти средства на текущую деятельность, на уплату налогов, на развитие. Более того, после всего этого цикла, компания ждет еще месяц, когда эти деньги поступят. В результате процесс от момента производства или закупки до возврата реализованной продукции занимает 3 месяца. Это просто катастрофический срок. Компания идет в банк, ей не хватает оборотных средств для развития. А это проценты.
Я считаю, принятие ограничительных сроков — наиболее важное нововведение закона. Что касается бонусов, думаю, сети найдут обходные пути, в этом сомнений нет.
Это три основных момента принятого закона, которые представляют наибольшую ценность для малого и среднего бизнеса.
Будем надеяться, что этот закон будет работать на поставщиков и производителей, потому что сегодня диктат сетей чрезвычайно высок. И условия, которые они диктуют порой просто кабальны.
Сегодня сетевики говорят, что в выигрыше от принятия закона остались поставщики продукции и производители. Хочу отметить, что закон учитывает интересы еще и конечного потребителя. До принятия закона от всех этих несопостановимых поборов, так называемых бонусов, в конечном итоге выигрывали только сети.
Что касается перспектив, поживем — увидим, как закон будет работать. Он не скоро еще вступает в силу — 1 февраля 2010. Очень бы хотелось, чтобы не появилось «кривых» схем, чтобы не были найдены обходные пути. К концу первого квартала 2010 года можно будет говорить о тех реалиях, с которыми столкнутся компании, которые рабо
тают на рынке.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: