Решением ученого совета Казанского (Приволжского) федерального университета на базе факультета журналистики и социологии создан Институт массовых коммуникаций и социальных наук. Напомним, журналистскому образованию в Казанском университете — 50 лет. Факультет журналистики и социологии за полвека выпустил порядка 3650 журналистов.
По словам декана журфака Васила Гарифуллина, преобразование в институт предусмотрено Программой развития факультета, утвержденной ученым советом этого подразделения еще в ноябре 2010 года. Создание института даст возможность получить определенную финансовую самостоятельность, открыть новые направления подготовки, сохраняя прежние, и усилить научно-исследовательскую деятельность.
Теперь в КФУ остались только два факультета — юридический и философский. Что стоит за этими изменениями в старейшем вузе республики, как это отразится на качестве подготовки журналистов и социологов, TatCenter.ru поинтересовался у экспертов портала.
Юрий Алаев, генеральный директор ЗАО «Время и деньги», член Общественной палаты РТ
— В принципе ничего сенсационного в переименовании факультета журналистики и социологии КФУ нет: с получением КГУ статуса Приволжского федерального института почти все факультеты уже преобразованы в институты. Вопрос в том, преобразованы или переименованы.
Все мы помним, как в начале 90-х годов, после распада СССР, на научно-образовательной карте России в одночасье выросла масса академий, еще вчера бывших скромными, а порой и заштатными, институтами. В ту пору перелицовка вызывалась, как я понимаю, в основном, надеждой на повышение зарплат профессорско-преподавательского состава, а так же, разумеется, амбициями руководства вузов: Академия — это звучит гордо. Сегодня формирование на базе факультетов КФУ соответствующих институтов должно означать, по идее, что будет укреплена как материально-техническая, так и кадровая база вчерашних факультетов, заложены в бюджеты средства для проведения серьезных научных исследований. Это в идеале. Что получится на самом деле — посмотрим, многое зависит от пробивной силы, от авторитета руководства КФУ.
В то же время сотрудники, радующиеся повышению статуса, понимают, надеюсь, что в значительной мере дополнительные средства и ресурсы они (вместе с назначенным директором, а не избранным деканом — такой нюансик) вынуждены будут изыскивать сами, монетизируя свои навыки, опыт, а по большому счету — мозги. Это веяние российского времени.
Если говорить о частностях, то хотел бы обратить внимание на одну из них: пусть не обижаются социологи, но, судя по учебным планам, они доминировали на факультете в ущерб собственно журналисткой подготовке студентов, такое у меня сложилось впечатление. Теперь на базе факультета журналистики и социологии создается Институт массовых коммуникаций и социальных наук; смишный компонент по-прежнему первый. В названии. Хотелось бы, чтобы он доминировал и по существу. В конце концов, приличных социологов в стране хватает, а вот приличных журналистов — увы.
Владимир Сыченков, кандидат филологических наук, экс-руководитель специализации «Новые компьютерные технологии в СМИ», эксперт TatCenter.ru по вопросам маркетинга, рекламы и PR:
— Событие логически вытекает из перестройки всего Казанского федерального университета. Кому-то может показаться неравноценной утрата, например, Казанского финансово-экономического института и приобретение в качестве Института — экс-факультета журналистики и социологии КФУ. Это сомнение не снимает даже фоновое празднование 50-летия журналистского образования в Татарстане (журфак долгие годы удерживает на рынке монополию подготовки выпускников для отрасли).
С другой стороны, Институт — это другой уровень финансирования, и высока вероятность, что польза от реформирования будет. Понятно, что развивать Институт придется буднично, методично и принципиально по-другому. Возможно ли такое в устоявшемся сообществе? Социология говорит, что маловероятно. Политическая практика показывает, что попытки бывают. По всей видимости, руководству вуза еще предстоит поломать над этим голову, учитывая напряженность отнош
ений внутри экс-факультета и публичную активность его студентов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: