Не случайно Казань была выбрана местом проведения очередного форума специалистов российского автопрома.
С 13 по 16 мая в столице Татарстана прошел всероссийский учебно-методический семинар предприятий-автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов «ИСО/ТУ 16 949 для производителей и поставщиков».
Организаторами мероприятия выступили ОАО «КАМАЗ», Ассоциация по сертификации «Русский регистр», при поддержке Кабинета министров Республики Татарстан, а также при участии ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ГАЗ». В работе семинара участвовали руководители и специалисты 96 предприятий автопрома, в том числе из Республики Беларусь и Германии.
Заинтересованность отечественных автосборочных гигантов в проведении подобного рода семинаров вполне оправдана. Эти предприятия в первую очередь заинтересованы в улучшении качества поставляемых компонентов. Одной из особенностей современного автомобилестроения является то, что качество автомобиля на 70−90\% зависит от качества поставляемых автокомпонентов. К примеру, на «КАМАЗе» эта доля составляет около 80\%.
Другой пример: по данным статистики, доля дефектов компонентов в общем количестве дефектов автомобиля в гарантийный период эксплуатации составляет 65 — 80\%. Поэтому, стремясь к высокому качеству своей продукции, автосборочные предприятия предъявляют высокие требования к качеству продукции своих поставщиков. Сегодня единственный способ разрешить эту проблему — применение предприятиями автопрома международных стандартов ИСО/ТУ 16 949.
ИСО/ТУ 16 949. В 1994 году автомобилестроительными компаниями Крайслер, Форд и Дженерал Моторс (США) была принята система QS-9000, устанавливающая требования к системам качества поставщиков автомобилестроительной отрасли. Подобные требования были установлены во Франции, Германии, Италии. Международный комитет ИСО/ТК 176 и Международная Автомобильная Целевая Группа (IATF) гармонизировали такие требования, выпустив в 1999 году международные технические условия ИСО/ТУ 16 949−99.
На сегодняшний день все поставщики автокомпонентов обязаны внедрять особые требования качества «ИСО/ТУ 16 949». Ясно, что те предприятия, которые не внедрят эти стандарты, потеряют свой рынок и будут вынуждены искать иные сферы деятельности.
Кстати, в 2007 году подобный форум в Казани проводил ВНИИ сертификации (г. Москва). Слет автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов прошел в столице Татарстана с 8 по 11 октября 2007 года и собрал специалистов автопрома со всей России. Однако тот форум несколько отличался по целям от нынешнего. По словам одного из участников семинара — заместителя директора ООО «Тиссан» Дмитрия Климовских, майский форум в Казани больше ориентирован на поставщиков одного предприятия — ОАО «КАМАЗ», и этот опыт — бесценен. В рамках форума 15 мая также прошел круглый стол с участием руководства ОАО «КАМАЗ» и поставщиков камского автогиганта.
Дмитрий Климовских:
— Круглый стол — полезная вещь, поставщики получают возможность собраться вместе, обсудить проблемные вопросы. Многие приехали в Казань специально на круглый стол. Тематика здесь довольно интересная. В основном все доклады посвящены взаимодействию поставщика и потребителя. Я лично делаю доклад на тему «Консолидация требований поставщиков и потребителей по договорам», потому что требования всех отечественных автозаводов — «КАМАЗа», «АВТОВАЗа», «ГАЗа», УралАЗа" — немножко отличаются. Хотелось бы пожелать всем нам поставщикам, чтобы они ввели единые стандарты. Хотя основное требование внедрять ИСО/ТУ 16 949 присутствует у всех.
Лениногорский механический завод является поставщиком «КАМАЗа» на протяжении трех лет, однако внедрение стандартов качества ИСО/ТУ 16 949 на предприятии только начинается, делаются первые шаги. По признанию замдиректора по производству предприятия Гульсины Шашковой, процесс улучшения качества очень трудоемкий, но полезный. Это уже приносит свои плоды. Недавно на «КАМАЗе» проходил тендер на изготовление компонентов, где ЛМЗ занял первое место.
Среди участников семинара были и гости из-за рубежа. Представитель немецкой фирмы We plan Геннадий Кернос приехал в Казань из Дюссельдорфа для того, чтобы «разбудить умы» российских коллег.
Геннадий Кернос:
— Время уходит, надо что-то делать. Надо просто начинать поворачиваться в сторону рынка, в сторону клиента. Вы не поверите, но требования потребителей в Германии и России одинаковы, а вот способность поставщика выполнить эти требования разные. Причина во многом лежит в психологии высших руководителей. Не нужно быть пожарником — приходить на работу, разбирать, у кого что произошло, куда кому бежать. Нужно управлять процессом. К тому же российские предприятия встали на верный путь с большим опозданием. Но есть возможность для развития, надо догонять. Иначе в затылок уже дышит Китай.
Наша компания пока не сотрудничает с татарстанскими предприятиями, но с рядом российских мы уже имеем дело. Один из моих клиентов благодаря нашей работе уже получил статус поставщика для Dаimler. Сейчас там идет аудит системы менеджмента. Сегодня на круглом столе мы будем вести разговор с руководством ОАО «КАМАЗ» о сотрудничестве, пока на уровне концепции.
Участники форума предложили периодически собираться в Казани для обсуждения и выработки решений по развитию современных систем управления российским автопромом.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: