Устаревшая система классификации затрудняет инвестиционные процессы в отрасли. Ее гармонизация с общепринятыми в мире аналогами необходима не только иностранным инвесторам для деятельности в России, но и отечественным компаниям — для точного экономического расчета перспектив добычных объектов и, соответственно, выработки производственной. И еще один немаловажный факт. Проблема дифференциации налогообложения добычи, которая на сегодняшний день представляется практически не решаемой, по большому счету также упирается в недостатки классификации. Действующая система не позволяет формализовать понятие природной ренты и применить к ней сложную, но прозрачную формулу налогообложения.
С лета 2002 года рабочая группа МПР по поручению правительства России готовила проект Новой классификации запасов и ресурсов нефти и горючего газа. В группу вошли ученые из ведущих профильных научных институтов страны — ВНИГНИ, ВНИГРИ, РГУНГ им. Губкина, ИГИРГИ и др., представители производственных организаций Западной Сибири и компании «ЛУКОЙЛ». Разработанный ими проект классификации согласован с Минэкономразвития и бывшими Минэнергетики и Минпромнауки и доработан с учетом замечаний этих ведомств. В настоящее время он ожидает подписи нового министра природных ресурсов.
- Новая классификация
- Категории извлекаемых запасов
- Категории извлекаемых ресурсов
- Сопоставимость и преемственность
- Базовые определения из проекта новой классификации
О результатах работы по разработке новой классификации рассказал руководитель рабочей группы д.г.-м.н. профессору Григорий Габриэлянц:
Каждая страна сама решает, какие критерии и стандарты ей принимать при составлении классификации собственных ресурсов и запасов; поэтому в мире существует так много подобных документов. В России первая классификация была принята еще в 1928 году. С тех пор она неоднократно изменялась, постоянно совершенствуясь, но главный признак — геологическая изученность, оставался неизменным. Не умаляя достоинств этого документа, следует признать, что в современных условиях он уже не отвечает ни требованиям государства, ни запросам нефтегазовых компаний. Прежде всего, потому, что при его составлении не были учтены экономические характеристики запасов. Кроме того, российскую классификацию необходимо гармонизировать с международными классификациями.
При подготовке новой классификации перед ее разработчиками ставилось сразу несколько задач. Во-первых, необходимо было таким образом стандартизировать подсчет и государственный учет запасов, чтобы способствовать выработке государственной стратегии управления фондом недр в условиях рыночных отношений. Кроме того, собирая комментарии у нефтяников и используя их опыт и знания, рабочая группа МПР старалась одновременно учесть требования нефтяных компаний, осуществляющих подготовку запасов и их разработку. Наконец, принимая во внимание тот факт, что в Государственном балансе запасов уже накопилась информация по 35 тысячам залежей нефти и газа, было также необходимо сохранить преемственность с предшествующей классификацией.
В основу новой российской классификации были положены те же признаки запасов углеводородов, которые были использованы при составлении рамочной классификации (РК) ООН:
- экономическая эффективность освоения;
- степень промышленного освоения;
- степень геологической изученности.
Напомним, что при составлении советской классификации главным образом была использована только одна характеристика запасов — степень их геологической изученности. В отличие от отечественной, в западных классификациях (в частности, принятой в США системе SPE/WPC/AAPG) хотя и задействуются все три названных выше признака, во главу угла поставлена экономическая эффективность.
Однако рабочая группа сразу отказалась от слепого копирования западных моделей, поскольку они зачастую также содержат определенные недостатки — с точки зрения российских государственных интересов. Например, американская классификация составлена, по сути, для компаний, которым важно знать, сколько промышленно значимых запасов нефти или газа содержит купленный ими участок и сколько можно гарантированно выручить при его разработке. Такая классификация составлена не в интересах государства, которое при планировании политики и осуществлении текущего контроля в области недропользования должно представлять, сколько и каких запасов и ресурсов расположено в недрах на каждом участке и в целом по стране.
Процесс разработки новой отечественной системы не был легким. Первоначальный вариант предполагал создание трехмерной модели, по осям координат которой было отложено численное значение трех использованных признаков. Таким образом, отнести запасы залежи или месторождения к той или иной группе или категории можно было по положению в этой системе координат. Однако рецензенты из научно-производственных организаций и нефтяных компаний признали такую модель слишком сложной, многовариантной и мало учитывающей специфику прежней классификации. К тому же у нее сохранился недостаток старой классификации — ее по-прежнему невозможно было гармонизировать с классификацией Комиссии по ценным бумагам (SEC), которую нефтяные компании вынуждены использовать, подсчитывая свои запасы для выхода на мировые финансовые и фондовые рынки.
Рабочая группа признала все эти замечания, и сейчас нынешний вариант, после столь же подробных обсуждений, признан окончательным.
На основе трех главных признаков, предлагаемых РК ООН, в новой российской классификации по геологической изученности и степени промышленного освоения определяются категории запасов и ресурсов, а по степени экономической эффективности выделяются группы запасов и ресурсов.
Критериями выделения групп запасов — промышленно значимых, условно-рентабельных и непромышленных — являются конкретные экономические показатели, характеризующие эффективность использования денежных средств.
Под промышленно значимыми запасами понимаются извлекаемые запасы, к которым относится часть геологических запасов, извлечение которых из недр на дату подсчета экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при рациональном использовании современных технических средств и технологий добычи с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.
В свою очередь под непромышленными запасами понимаются запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в разработку на момент оценки экономически нецелесообразно либо технически или технологически невозможно. В данную группу входят запасы месторождений, которые экономически нерентабельны для освоения на современном этапе, а также законсервированные месторождения, месторождения, расположенные в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры, а также месторождения, значительно удаленные от транспортных путей и территорий с развитой инфраструктурой нефтедобычи. На месторождениях и залежах с непромышленными запасами подсчитываются и учитываются геологические запасы.
К условно-рентабельным запасам относятся запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в разработку на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает приемлемую эффективность в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на нефть и газ или появлении новых оптимальных рынков сбыта и новых технологий.
Промышленно значимые извлекаемые запасы делятся на привычные категории А, В, С1 и С2 на основе геологической изученности и степени промышленного освоения.
Геологические ресурсы делятся на рентабельные и неопределенно-рентабельные по критерию величины ожидаемой стоимости запасов, затем из рентабельных выделяются извлекаемые ресурсы.
Сопоставимость и преемственность
На наш взгляд, в новой классификации удалось решить поставленные задачи. Сопоставимость с иностранными классификациями (прежде всего с SPE/WPC/AAPG и рамочной классификацией ООН) достигается, в частности, за счет того, что экономические критерии, на основе которых выделялись группы запасов и ресурсов, были выбраны по аналогии с теми международными показателями, которые применяются при оценке эффективности проектов освоения нефтяных и газовых месторождений.
Для групп запасов это дисконтированный (приведенный) поток денежной наличности (Net Present Value — NPV), отражающий ценность будущих доходов с современных позиций, внутренняя норма возврата капитальных вложений (Internal Rate of Return — IRR), индекс доходности (Profitability Index — PI) и период окупаемости вложенных средств.
Для ресурсов критерием, соответственно, выбран показатель ожидаемой стоимости запасов (Expected Monetary Value — EMV), прогнозируемой по результатам будущих геологоразведочных работ с учетом затрат на них и вероятности их успеха.
Сравнение обоснования категорийности и показателей запасов по новой классификации и по системе SPE/WPC/AAPG, проведенное с помощью компании «ЛУКОЙЛ» для 12 месторождений, показывает значительную сходимость результатов и процедуры выделения категорий. Так, извлекаемые запасы категории А, B и C1 по новой российской классификации практически полностью соответствуют доказанным разрабатываемым (PDP), доказанным неразрабатываемым (PND) и доказанным неразбуренным (PUD) категориям запасов американской классификации. Разница в результатах оценки составляет всего 3−4\%.
Преемственность по отношению к прежней классификации обеспечивается, прежде всего, сохранением критериев выделения категорий запасов. Это параметры геологической изученности строения и нефтегазоносности залежей, хорошо отработанные еще советскими учеными. Добавим к этому, что в результате тесного сотрудничества и консультаций с рабочей комиссией ООН эта организация приняла в качестве признаков геологической изученности те признаки, которые использовались в советской классификации.
Относительную простоту в применении новой классификации должны обеспечить максимально четкие определения граничных значений и их обоснований. Они должны свести к минимуму возможность произвольного отнесения запасов к тем или иным группам и категориям.
Классификацию предлагается внедрить в практику вместе с новой Инструкцией по ее применению, Регламентом по составлению и оформлению отчетов по подсчету запасов и Регламентом по переоценке запасов в соответствии с новой классификацией. Переходный период, в течение которого планируется внедрение классификации, должен составить три года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: