В 2011 г. 25% всех инвестиций из федерального бюджета получили Краснодарский и Приморский края (читай — Олимпиада в Сочи и саммит АТЭС во Владивостоке), всем республикам Северного Кавказа досталось 10,7%, а небедной Москве — почти столько же (10,1%). Так кого же кормит Кремль? Еще одно сравнение — в 2012 г. из бюджета Москвы на решение транспортной проблемы планируется потратить в два раза больше денег, чем федеральный бюджет расходует на все трансферты в республики Северного Кавказа. Хотелось бы, чтобы выделенные средства тратились разумно и прозрачно. На Кавказе с этим большие проблемы. А в других регионах намного лучше? Без модернизации управления всей страной проблем Кавказа не решить.
Границы страны вряд ли изменятся, но карта будет иной. Она покажет не территорию страны, полупустую и плохо обустроенную, а ее население, гораздо более концентрированное. Знают ли в Кремле, что каждый пятый россиянин (21%) живет в городах-миллионниках, включая федеральные, и в близких к ним по численности населения? Если взять за нижнюю границу города-полумиллионники, то в крупнейших городах живет почти каждый третий житель страны (31%). Это другое население — более образованное, молодое и мобильное, именно здесь концентрируется средний класс. И это другое качество жизни — с более развитой инфраструктурой и доступным интернетом, отмиранием крепостной привязки к единственному рабочему месту. Доля более модернизированного населения растет, ведь миграции в России стабильно направлены из периферии в крупные и крупнейшие города.
Получается, что традиционная географическая карта с маленькими кружками городов обманывает всех. Пора вывешивать в кабинетах Кремля и Белого дома другую — с огромной Московской столичной агломерацией (13% населения или каждый восьмой житель России) и как минимум десятком других крупных агломераций. Карта, построенная не по территории, а по численности населения (ее называют анаморфозой), показывает властям, что в стране велика доля образованного, более мобильного и обеспеченного городского населения. Такой электорат долго зомбировать невозможно, это уже показали московские митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова.
На новой карте страны более четко обозначатся границы регионов. Для этого есть две причины. Первая — децентрализация управления как вынужденная реакция федеральных властей на неэффективность «вертикали». Пока предполагается передача регионам второстепенных полномочий (санитарно-эпидемиологических, экологических, охраны памятников
Вторая причина — возврат выборности глав регионов. Пока предложены имитационные процедуры в виде президентского «фильтра» кандидатов в губернаторы. Однако возможности имитации выборов ограничены — голосовать-то будут жители, а в крупных городах больше сердитых. Вряд ли результаты голосования будут комфортными для властей: город-миллионник сильно отличается от Кущевки. А если восстановятся конкурентные муниципальные выборы вместо контролируемых региональными властями назначений сити-менеджеров, это позволит крупным городам создать более продвинутую систему муниципального управления. В результате, при децентрализации ресурсов и полномочий, восстановлении процедуры выборов изменится карта России. Она станет еще более поляризованной — от управляемых по-старому регионов и периферийных муниципалитетов с пассивным электоратом до ареалов региональной модернизации. Их первоначально будет немного, но лиха беда начало…
Оптимистический сценарий 2012 года будет очень жестким — либо жители осознанно голосуют на выборах, пытаясь улучшить систему власти в регионах, либо «голосуют ногами», перемещаясь туда, где больше шансов на самореализацию. Те, кто не голосует никак — ни бюллетенями, ни «ногами», заведомо проигрывают. И это честный результат: «как потопаешь, так и полопаешь».
Наталья Зубаревич
Slon.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: