О международном опыте внедрения услуги «Переносимость номера — MNP» и перспективах ее развития в Татарстане шла речь на первом российском семинаре, прошедшем 25 февраля в Министерстве информатизации и связи Республики Татарстан. В мероприятии приняли участие зарубежные гости, представители телекоммуникационной отрасли Российской Федерации.
Татарстан первым в России полностью перешел на 100\% цифровую инфраструктуру. Это сделало возможным дальнейшее внедрение такой услуги населению, как переносимость номера абонента при смене оператора связи. Не так давно инициатива Министерства информатизации и связи РТ была поддержана на федеральном уровне, и Татарстан в конце прошлого года стал первой федеральной пилотной зоной по реализации проекта «Переносимость номеров абонентов связи» на сетях операторов фиксированной и подвижной связи.
Фарит Фазылзянов, министр информатизации и связи Республики Татарстан:
— Перед внедрением услуги «переносимость номера» предстоит решить несколько проблем, законодательных (услуга не предусмотрена ни в одном из действующих нормативно-правовых актов) и технических. Предстоит провести научно-изыскательские работы, разработку проекта на территории пилотной зоны с учетом специфических особенностей реализации проекта в России. В ходе проработки проекта должны быть отработаны, в том числе, вопросы организации эксплуатации единых баз данных абонентов, а также вопросы взаимодействия операторов связи между собой и при использовании единой базы данных абонентов.
Кроме того, требуется провести анализ существующей нормативно-правовой базы отрасли и внести соответствующие изменения и дополнения. В этой ситуации важную роль играет анализ и учет накопленного опыта за рубежом по различным аспектам реализации услуги «переносимость номера», включая отраслевое регулирование. В настоящее время услуга переносимости номеров абонентов сетей подвижной и фиксированной связи внедрена во многих экономически развитых странах мира и период внедрения занимал от 3 до 4 лет.
К сожалению, операторы связи относятся отрицательно к перспективе внедрения услуги переносимости номера, так как это связано с необходимостью дополнительных инвестиций на подготовку сетей связи, рекламу, маркетинг и отсутствием инвестиционной привлекательности данной услуги. Вышеперечисленные расходы и повышение конкуренции меняют сложившуюся годами модель ведения бизнеса операторами связи. Переносимость номера является комплексной услугой, предоставление которой затрагивает практически все бизнес-процессы оператора связи.
Сегодня Татарстан ожидает получение официального документа, подтверждающего статус республики как пилотной зоны. После этот Министерство информатизации и связи РТ сможет приступить к работам по внедрению услуги. Выбор Татарстана в этом качестве не случаен. В России только наша республика является полностью цифровым субъектом, что является необходимым условием для развития данной услуги.
Главное, к чему приведет внедрение технологии переносимости номера — развитие конкуренции между операторами. Это скажется на расширении спектра предоставляемых услуг и изменении тарифов в сторону их уменьшения. В этом случае абоненты получают большую свободу при выборе оператора, сохраняя при этом прежний номер телефона. Также важно, что данная процедура помогает сохранить сокращающееся количество телефонных номеров, доступных беспроводным и проводным операторам.
Внедрение услуги планируется в республике проводить в три этапа. Сначала технологии будут отработаны на сетях фиксированной связи, затем с сотовыми операторами. Третий этап предлагает конвергенцию решений в рамках соединения мобильной и фиксированной сетей.
По словам зарубежных гостей, внедрение услуги потребует от операторов связи определенных расходов на изменение программного обеспечения, приобретение соответствующего оборудования, административные расходы. Вышеперечисленные расходы и повышение конкуренции изменят сложившуюся годами модель ведения бизнеса.
Харльд Хаузер, начальник отдела управления по продажам и маркетингу компании Telcordia:
— Переносимость номера — не самоцель, а лишь один из инструментов управления рынком. Доказательством этому служат те результаты, к которым пришли страны, внедрившие технологию переносимости номера. В первую очередь положительный эффект наблюдался на внутреннем рынке. Увеличилась конкуренция, но вместе с тем появилась возможность выхода на рынок новых игроков. В пользу потребителей снизилась стоимость услуг, что, в прочем, не сказалось на темпах роста доходов операторов и инвестиций в отрасль. Не оправдались опасения операторов, что они начнут терять клиентов, однако рыночные доли компаний все-таки изменились.
Патрик Боднар, консультант компании Telcordia:
— Возможно операторы думают, что переносимость номера — это услуга. Главное, что сегодня необходимо уяснить всем, что номер — это собственность потребителя, а не оператора. Владение номером — неотъемлемое право абонента.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: