Село Кармалы, Большое Афанасово и Шереметевка, которые сейчас опоясывают Нижнекамск, основаны еще в XVII веке. В этих деревнях во времена Петра I заготавливали мачтовые сосны. Рядом, на Каме, находится и Святой Ключ, который ведет свою историю с 1666 года. Бытует сказ о том, что мусульманин Магомет обнаружил здесь икону Святителя Николая Чудотворца. С этого времени родник, названный Святым, стал местом поклонения для мусульман и православных. По мусульманскому преданию здесь же находилась могила булгарского имама, проживавшего в святости.
Читайте также:
В Нижнекамске отметят День города и 50-летие НКНХ
История же современного Нижнекамска тесно связана с нефтяной отраслью. В 1950 году Татарстан стал обладателем самых крупных залежей нефти в Советском Союзе. В том же году создана «Татнефть» и добыт первый миллион нефти. Однако уже тогда задумывались о ее переработке. Весна-лето 1958 года стали переломными. Сначала 8 мая Совет Министров СССР принял постановление «О списке строек, вновь начинаемых проектированием в 1958 году», спустя месяц, 23 июля, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об ускорении производства искусственных и синтетических волокон, пластических масс и других синтетических материалов и изделий для удовлетворения потребностей населения и нужд промышленности в 1958—1965 годы».
В этих документах закладывалось будущее Нижнекамска как крупнейшего в Европе нефтехимического комплекса, который бы не только перерабатывал нефть с Ромашкинского месторождения (открытого в 1948 году), но и создавал пластмассу и синтетические каучуки.
В 1959 году Гипрогор спроектировал генеральный план Нижнекамска с расчетом на 170 тыс. человек. Эта же организация проектировала Мурманск, Минск, Баку, Ереван, Петрозаводск, Нижний Новгород, Екатеринбург и другие города. Генплан рабочего поселка Нижнекамский стал победителем смотра-конкурса лучших проектов.
25 декабря 1960 года на территорию будущего города прибыли первый, а 2 января 1961 года — и второй санно-тракторные поезда со строителями из Лениногорска.
«Группа механизаторов из треста «Лениногорскнефтестрой» А. Батрашкин, К. Копшивый, Н. Гаркуша, А. Колбаса, П. Наседкин и другие доставили на чистое поле все самое необходимое для первых дней жизни первопроходцев — постельные принадлежности, строительные инструменты, горючее, вагончики, передвижную котельную, электростанцию. К. Х. Валиуллин, назначенный начальником ПТО СМУ-46, уточнил место расположения временной базы, забил первый колышек.
Здесь и расставил первые вагончики для жилья. В них поселились первые жители Нижнекамска. Срочно была построена контора, столовая, затем — цех пиломатериалов, растворный узел. Так начиналось биться сердце будущей стройки.
Первым рабочим, приехавшим строить Нижнекамск, вся корреспонденция шла на почтовое отделение деревни Афанасово. Ее забирала первая почтальонка Валя Маклашова и отправлялась на поиски адресатов. Кроме писем, В. Маклашова забирала с собой — сколько могла унести — свежих газет, чтобы продать их читателем. Газет обычно не хватало — разбирали моментально".
Первыми строителями-комсомольцами были Зинаида Златковская, Борис Демин, Леонид Пермин, Клавдия Сафонова-Гончаренко и другие. Первая задача, стоявшая перед ними — построить дорогу до Челнов. Позже в 1961 году был заложен фундамент и первого дома Нижнекамска, а ему был присвоен статус рабочего поселка.
Уже в июле 1961 на свет появился первый уроженец Нижнекамска — Сергей Колбаса. После школы он уехал в сначала в Заинск, а потом в Волгодонск, где и обзавелся семьей. От судьбы не уйдешь — в этом году его отправили в командировку на ТАНЕКО. Тогда же, в 1961 году, сыграли и первую свадьбу — поженились строитель Николай и повар Галина Кузнецовы. За тот год было сдано 20 тыс. кв. м жилья.
В следующем году на строительстве НКНХ трудились уже 1000 человек, а сама стройка была объявлена «ударной комсомолкой». Тогда же открылось обучение в НХТИ и училище химкомбината, строители заселяются в первые сданные дома, открываются школы, военкоматы, отделения Госбанка, кафе, школы, детсады.
В 1965 году был представлен план районной планировки Нижнекамск-Челны, где численность Нижнекамска рассчитывалась уже в 250 тыс. человек.
В 1966 году в рабочем поселке жили уже 30 тыс. человек. 22 сентября 1966 года рабочий поселок Нижнекамский переименован в город Нижнекамск.
В 1967 году Нижнекамская ТЭЦ впервые вышла на проектную мощность, в городе запустили трамваи (раньше, чем в Челнах, в то время они были сопоставимы по численности), а к 50-летию Октябрьской революции нефтехимический комбинат дал первую продукцию. В 1969 году началось строительство КАМАЗа, а в 1970 году жилой фонд Нижнекамска составлял уже 390 тыс. кв. метров.
Параллельно в Нижнекамске строился шинный завод, который уже в 1973 году выпустил первые автокамеры для Ульяновского и Волжского автозавода. Во второй половине 70-х были запущены Заинская и Нижнекамская ГРЭС. Позже главной стройкой стали Набережные Челны.
По материалам пресс-службы НМР, «Нижнекамской правды» и проекта «Летописи»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: