Время открытости
— В первый рабочий день в новой должности я опубликовал в «Твиттере» вопрос, какие приоритеты жители нашей страны считают наиболее важными, для того, чтобы Минкомсвязи могло на них сфокусироваться. Ответы продолжают поступать до сих пор. Некоторые из них носят характер информационного шума, и это тоже нормально. Кое-кто уже критикует. Но многие предложения достаточно конкретные, практические. С учетом изложенных в них мнений и был сформирован пакет предложений по развитию отрасли на июнь-декабрь 2012 года, который я передал председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.
То, что опрос был организован в «Твиттере», — не дань моде. Просто на сегодня это эффективный канал взаимодействия. Такой обратной связи с населением никогда не было. Открытость (ее сейчас СМИ как-то стали излишне подчеркивать) на самом деле совершенно очевидное требование.
Важно понимать, что информационные технологии таким образом меняют способы взаимодействия власти с населением. А с другой стороны, обещания госслужащих были на таком же публичном контроле.
Я питаю очень большую веру в проект «Народный контроль», который стартовал на интернет-портале правительства Татарстана. Есть отдельные примеры подобных сервисов и в федеральном масштабе, в других регионах. Там по каждому случаю население буквально в баллах может оценить работу того или иного министерства. Думаю, что подобные проекты будут появляться, а мы будем развивать их на федеральном уровне и подкреплять соответствующими законодательными и другими нормотворческими инициативами.
«Цифру» — поровну
— Направление номер один — это устранение цифрового неравенства. Дело в том, что не так сложно прийти и поставить в центр города-миллионника базовую станцию и получить там клиентов сотовой связи. Проблемы начинаются, когда мы идем в труднодоступные населенные пункты или когда спрос со стороны населения превышает предложение. Мы это сейчас очень хорошо видим по сетям связи четвертого поколения, когда жители (у них есть уже устройства) готовы использовать данную технологию, но операторы почему-то никак не могут ее запустить. Одним из барьеров для модернизации, реального технологического развития является не совсем эффективное госрегулирование. Зачастую для того, чтобы построить базовую станцию требуется два месяца, а чтобы ввести ее в эксплуатацию шесть-восемь месяцев. По сегодняшним меркам это, мягко говоря, глупость. Есть проблема с законодательством о связи в целом. Оно на сегодня не отражает потребности рынка, и по сути уже устарело. Кстати, сейчас в Госдуме за эту сферу формально отвечает Комитет по культуре. По моей информации, на фракции «Единой России» уже была озвучена инициатива по созданию какого-то отдельного подразделения. Может, появится какой-то отдельный комитет, который, уверен, станет нашим хорошим партнером по серьезной реформе законодательства, его упрощения, либерализации. Необходимо открыть этот шлюз, чтобы приходили новые операторы и в конкурентной среде оказывали услуги населению.
Можно без очереди
— Первого июля вступает в силу закон, по которому ни в одно госучреждение не нужно будет носить никакие справки, кроме документов личного хранения (паспорта, трудовой книжки). Красивый закон, но страна к нему в полной мере еще не готова. Есть целый ряд проблем и по федеральным ведомствам, и по регионам. У нас остается месяц, чтобы их основную часть попытаться снять. Ведь, по сути, с 1 июля жители России смогут подавать в суд и взыскивать административные штрафы с чиновников, которые требуют с них дополнительные бумаги, не предусмотренные данным законом.
В целом по региональной информатизации возникла сложная ситуация. С одной стороны, принято очень правильное решение о единственном исполнителе, едином операторе системы «Электронное правительство» — компании «Ростелеком». С другой — во многих случаях привело к тому, что одни и те же решения стали многократно перепродаваться разным регионам, что вызывает серьезное недовольство у моих коллег по региональной информатизации. Планируем каким-то образом скорректировать эту политику. Посмотрим, как можно быстрее, эффективнее внедрять подобного рода решения.
Правительство онлайн
— Третий блок связан с электронным правительством. На федеральном уровне управления нет такой политики централизации, которая, к примеру, применялась в Татарстане. Но Татарстан — компактный регион, который достаточно четко управляется. Но федеральный уровень — совершенно другой масштаб. Тем не менее определенные типовые системы там могут быть внедрены. Речь об электронном документообороте, о таких простых сервисах, как электронная почта. Зачастую многим сотрудникам федеральных органов власти гораздо комфортнее использовать почту gmail.com, mail.ru, чем почту своих министерств. Либо она может работать лишь в закрытой сети на их рабочем столе, либо она не работает вообще. На мой взгляд, сегодня нужно решить эти простые и понятные проблемы. Это, кроме прочего, позволит сэкономить значительные средства. А координация в части эффективного использования государственных бюджетных расходов на информтехнологии — одно из направлений работы, которой займется министерство.
Почтовый перевод
— В реформе в широком смысле слова нуждается почта России. Это не значит, что там обязательно должно быть что-то переформатировано. Нужна реформа с точки зрения обслуживания населения и качества услуг. Необходимость в ней обозначили и президент страны, и председатель правительства. Я сейчас не готов сформулировать, как эта реформа будет происходить. Обсуждается несколько вариантов, звучат предложения про акционирование, активное использование тех или иных банковских услуг в широкой сети почтовых отделений.
Исходя из того, какой опыт был в Татарстане, могу сказать очень простую вещь. Мы жалуемся на низкое качество обслуживания. А это, к сожалению, объективно, потому что заработная плата почтовых работников чрезвычайно низкая. Огромная текучка кадров. Вот мы и имеем то, что имеем. Нужно найти форму, благодаря которой почта России станет одной из наиболее клиентоориентированных структур. Важно, чтобы почта стала комфортной для жителей и просто соответствовала современным стандартам предоставления подобного вида услуг.
Айти-батюшки!
— Есть целый ряд специальных проектов: использование IT-технологий в Универсиаде-2013, в Олимпиаде-2014, чемпионате мира по футболу 2018 года. Есть очень хорошее рабочее взаимодействие, которое меня вдохновило, с новыми федеральными министрами по здравоохранению, образованию, культуре. Мы планируем несколько проектов. Договорились с МЧС, как будет развиваться система «112». Думаю, есть все условия, чтобы для органов власти внедрение информационных, телекоммуникационных технологий являлось привычным инструментом работы, который повышает эффективность, прозрачность, открытость и подотчетность. Это позволит жителям экономить огромное количество часов времени, потратить их на работу, творчество, семью, а не стоять в очередях и носить бумажки. Да и просто пользоваться современными услугами связи независимо от того, где мы находимся! Любопытная цифра: примерно две тысячи километров федеральных, то есть самых главных дорог в России, до сих пор не покрыты сигналом сотовой сети. А ведь это не просто вопрос удобства и комфорта, что там эсэмэску нельзя отправить, — это вопрос безопасности. Соответствующая программа сейчас тоже реализуется (на этот счет есть отдельное распоряжение правительства РФ) и отрадно, что реализуется по принципу частно-государственного партнерства. Базовые станции строят операторы сотовой связи, а государство решает вопрос инфраструктуры. Идеальный вариант: когда государство минимально вмешивается в деятельность. Либерализация — не политический, а сугубо экономический термин. Она заключается в том, что рынок сам, где это возможно, максимально регулирует те правила игры, по которым он должен дальше функционировать.
Насколько подхожу команде
— Я считаю, что у министерства достаточно сильная команда. Сейчас в федеральных СМИ пошла какая-то волна информсообщений о том, что кто-то там уходит, кто-то остается. Но это не совсем соответствует действительности. Мне хотелось бы максимально эту команду сохранить. Понимаю, что есть человеческий фактор. Это назначение было неожиданным не только для меня — для всех сотрудников министерства. К ним я обратился с просьбой продолжать свою работу в спокойном режиме. У меня нет предвзятого отношения ни к одному из них, ни к одному из замминистров, ни к одному из руководителей федеральных агентств, департаментов. Не считаю, что кто-то из них должен обязательно уйти. Другое дело, насколько им самим через полгода работа со мной покажется комфортно, насколько мы совпадем во мнении по тем или иным вопросам. Нормальный рабочий процесс. Надеюсь, что ситуация стабилизируется и команда, а это серьезные профессионалы своего дела, сохранится.
Про ключ к успеху
— Нет никакого секрета: чтобы добиться успеха, надо много, усердно работать и не искать отмазку, что мне еще мало лет, что у меня не та национальность, это для меня вообще все невозможно и так далее. Нужны, считаю, истории успеха. В казанском IT-парке мы видели их постоянно. Самая лучшая: это когда тот или иной работающий там человек в возрасте 25 покупает новую дорогущую иномарку, и она появляется на парковке у здания. Это прошибает сознание и правильно мотивирует всех остальных.
В IT-парке, кстати, работают сейчас и 15-летние школьники — создают свой проект по онлайн-играм. Конечно, они — не «Татнефть», которая по трубопроводу качают нефть, и не «КАМАЗ», который грузовики экспортирует, но они уже зарабатывают деньги. Не из воздуха, а из своего интеллектуального потенциала. С этой онлайн-игрой они осуществляют экспорт наукоемкой продукции из Татарстана. Они уже на пути к успеху.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: