20 лет нещадной эксплуатации
Посмотреть было на что — и специалистам, и просто любителям. Тематика салона охватывала все этапы создания кораблей и морской техники: корабле- и судостроение, энергетические установки, вооружение, морскую авиацию, системы навигации и управления, новые материалы и технологии и так далее. Впечатляли одни лишь только названия фирм-участниц, законодательниц мод: ЦНИИ имени Крылова, Северное ПКБ, ЦМКБ «Рубин»: павильонов — за день не обойти…
А «вживую» можно было полюбоваться, например, малым десантным кораблем на воздушной подушке «Мордовия», французскими тральщиками Sagittaire и Pegase, британским фрегатом St. Albans. Французы щеголяли немного смешной формой — бескозырка с красным помпоном, особенного фасона черно-белые ботинки. У британцев впечатляла охрана с футуристического вида автоматами, а рыжебородый офицер у трапа — ну просто морской волк!
У «Ярослава Мудрого» — очередь. Всем хочется посмотреть на новый корабль. Главный конструктор проекта Яков Кушнир проводит экскурсию: ракетоторпеды, кают-компания, устройства для борьбы с подводными диверсантами, зенитный ракетный комплекс, ходовая рубка… Да, несколько не дотягивает до знакомых по фильмам суперсовременных интерьеров западных кораблей, но, в конце-концов, это только второй корабль проекта (головной — «Неустрашимый», боровшийся с пиратами у берегов Африки). Как надеются, у него большое будущее — не зря же «Ярослава Мудрого» называют «кораблем XXI века».
К тому же «Неустрашимый» прекрасно зарекомендовал себя за 20 лет (!) нещадной эксплуатации: он не только показал отличные мореходные качества, но и за все это время даже не был в доковом ремонте. А «Ярослав Мудрый» по сравнению с ним «существенно усовершенствован» — добавлены новое оружие и системы управления… Я, конечно, понимаю, что это ощущение дилетанта, но палуба «Ярослава Мудрого» наводит на мысль о несокрушимости… Твердь.
Появление «Ярослава» именно в этот год символично. Дело в том, что 2009-й год для ЗПКБ — юбилейный, осенью бюро отметит свое 60-летие. И, по словам генерального директора ЗПКБ Леонида Шарапова, это хороший повод, чтобы взглянуть на бюро со стороны, оценить его место в российском судостроении.
Сегодня ЗПКБ работает на пять судостроительных заводов России по шести проектам. В том числе это работа и на зеленодольское ОАО «Завод им. А.М.Горького» (кстати, у его экспозиции на салоне всегда было немало посетителей). Сейчас ЗПКБ участвует в конкурсе на создание корабля для ВМС Индонезии — вышли в финал на пару с голландцами. По оценкам специалистов, у зеленодольцев — преимущество перед западно-европейскими конкурентами: есть уже готовый проект корабля водоизмещением 2 тысячи тонн, который индонезийцам по всем параметрам подходит…
Переломный момент
Чтобы отметить 60-летие, у сотрудников бюро возникла идея не просто пригласить коллег на фуршет, а обсудить перспективы развития отрасли в целом. Сейчас, по словам Леонида Шарапова, который и провел презентацию форума, переломный момент. Объединенная судостроительная корпорация только сформирована. Какую роль будут играть в ней конструкторские организации? Это один из моментов. Далее. Идет восстановление парка судов гражданского флота, на что предусмотрены колоссальные средства. Речь идет о создании большого флота — контейнеровозов, танкеров, сухогрузов и так далее. Как надеются, эта программа «вытянет» всю судостроительную промышленность. Какими силами выполнять эту программу?
Есть разные предложения. Например, организовать специальное конструкторское бюро гражданского судостроения. Но тогда возникает другая проблема — дефицита конструкторских кадров. В случае создания специализированного гражданского КБ, сотрудников придется отбирать у других бюро. По мнению Леонида Шарапова, видится реальным разделить ношу возрождения гражданского флота между существующими бюро — обеспечить совместную разработку проектов.
Кроме того, на мысль о проведении юбилейного форума, по словам Леонида Шарапова, наталкивает и аналогия с мероприятием, проводимым раз в два года в Казани коллегами из аэрокосмической отрасли: «В 2008 году я участвовал в этой конференции и, к своему удивлению, обнаружил, что все до единого доклада были очень содержательными и интересными. Этот опыт почти один к одному можно применить и для судостроения».
Кроме того, по мнению генерального директора, актуальности идее придает то, что петербуржское (а в этом городе строятся 40\% судов) судостроение варится в своем соку. Проводятся «междусобойные» конференции, а Поволжье с его мощнейшим конструкторским потенциалом как отрезано. Надо работать вместе, убежден генеральный директор. Важно и межотраслевое взаимодействие. По словам Леонида Шарапова, мы, наверное, никогда не вернемся во времена, когда, например, «Завод имени Горького» выпускал по четыре корабля в год, а ситуация, когда предприятие вплоть до рукавиц все делало само, невозможна. Да, ВМФ возрождается, но он далек от «золотого века» советских времен. Корабль строится пять-шесть, а то и больше лет. Причем не потому, что нельзя строить быстрее…
Идея проведения форума (предполагается, что он пройдет 18−20 ноября) получила предварительную поддержку в Правительстве Татарстана, договорились с ведущими учеными отрасли, получено согласие президента ОСК Владимира Пахомова и ведущих специалистов корпорации, коллег из родственных организаций. То есть критическая масса налицо… Предполагается, что будут работать восемь секций — конструирование, технологии, эксплуатация и так далее. Руководить ими согласились видные российские ученые.
Особый интерес у пришедших на презентацию специалистов вызвал оригинальный (это зеленодольское ноу-хау, которым бюро занимается уже 30 лет) проект ЗПКБ — «Акваплан», получивший бюджетное финансирование. Леонид Шарапов сообщил, что в ближайшее время предполагается испытать радиоуправляемую модель этого судна с аэрогидродинамической разгрузкой и разработать эскизный проект акваплана, который будет вмещать примерно 200 пассажиров и передвигаться со скоростью 170 километров в час. И это, кстати, реальный пример кооперации — по этой теме ЗПКБ активно сотрудничает с КГТУ им. А.Н.Туполева и КГУ…
Кстати, акваплан вполне может стать визитной карточкой ЗПКБ — это прорывная область. Хотя хищно-стремительные обводы «Ярослава Мудрого», который в петербуржском выставочном комплексе «Ленэкспо» был повсюду — на растяжках, плакатах, стикерах, значках, обложках журналов, конечно, никого не оставят равнодушным.
Фото — журнал «Эксперт».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: