Новости
03 Июля 2009, 10:16

Несокрушимая твердь корабля

Можно с уверенностью сказать, что впервые представленный широкой публике сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», спроектированный в ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), был звездой IV Международного военно-морского салона, который проходил в Санкт-Петербурге 24−28 июня.

20 лет нещадной эксплуатации

Посмотреть было на что — и специалистам, и просто любителям. Тематика салона охватывала все этапы создания кораблей и морской техники: корабле- и судостроение, энергетические установки, вооружение, морскую авиацию, системы навигации и управления, новые материалы и технологии и так далее. Впечатляли одни лишь только названия фирм-участниц, законодательниц мод: ЦНИИ имени Крылова, Северное ПКБ, ЦМКБ «Рубин»: павильонов — за день не обойти…

А «вживую» можно было полюбоваться, например, малым десантным кораблем на воздушной подушке «Мордовия», французскими тральщиками Sagittaire и Pegase, британским фрегатом St. Albans. Французы щеголяли немного смешной формой — бескозырка с красным помпоном, особенного фасона черно-белые ботинки. У британцев впечатляла охрана с футуристического вида автоматами, а рыжебородый офицер у трапа — ну просто морской волк!

У «Ярослава Мудрого» — очередь. Всем хочется посмотреть на новый корабль. Главный конструктор проекта Яков Кушнир проводит экскурсию: ракетоторпеды, кают-компания, устройства для борьбы с подводными диверсантами, зенитный ракетный комплекс, ходовая рубка… Да, несколько не дотягивает до знакомых по фильмам суперсовременных интерьеров западных кораблей, но, в конце-концов, это только второй корабль проекта (головной — «Неустрашимый», боровшийся с пиратами у берегов Африки). Как надеются, у него большое будущее — не зря же «Ярослава Мудрого» называют «кораблем XXI века».

К тому же «Неустрашимый» прекрасно зарекомендовал себя за 20 лет (!) нещадной эксплуатации: он не только показал отличные мореходные качества, но и за все это время даже не был в доковом ремонте. А «Ярослав Мудрый» по сравнению с ним «существенно усовершенствован» — добавлены новое оружие и системы управления… Я, конечно, понимаю, что это ощущение дилетанта, но палуба «Ярослава Мудрого» наводит на мысль о несокрушимости… Твердь.

Появление «Ярослава» именно в этот год символично. Дело в том, что 2009-й год для ЗПКБ — юбилейный, осенью бюро отметит свое 60-летие. И, по словам генерального директора ЗПКБ Леонида Шарапова, это хороший повод, чтобы взглянуть на бюро со стороны, оценить его место в российском судостроении.

Сегодня ЗПКБ работает на пять судостроительных заводов России по шести проектам. В том числе это работа и на зеленодольское ОАО «Завод им. А.М.Горького» (кстати, у его экспозиции на салоне всегда было немало посетителей). Сейчас ЗПКБ участвует в конкурсе на создание корабля для ВМС Индонезии — вышли в финал на пару с голландцами. По оценкам специалистов, у зеленодольцев — преимущество перед западно-европейскими конкурентами: есть уже готовый проект корабля водоизмещением 2 тысячи тонн, который индонезийцам по всем параметрам подходит…

Переломный момент

Чтобы отметить 60-летие, у сотрудников бюро возникла идея не просто пригласить коллег на фуршет, а обсудить перспективы развития отрасли в целом. Сейчас, по словам Леонида Шарапова, который и провел презентацию форума, переломный момент. Объединенная судостроительная корпорация только сформирована. Какую роль будут играть в ней конструкторские организации? Это один из моментов. Далее. Идет восстановление парка судов гражданского флота, на что предусмотрены колоссальные средства. Речь идет о создании большого флота — контейнеровозов, танкеров, сухогрузов и так далее. Как надеются, эта программа «вытянет» всю судостроительную промышленность. Какими силами выполнять эту программу?

Есть разные предложения. Например, организовать специальное конструкторское бюро гражданского судостроения. Но тогда возникает другая проблема — дефицита конструкторских кадров. В случае создания специализированного гражданского КБ, сотрудников придется отбирать у других бюро. По мнению Леонида Шарапова, видится реальным разделить ношу возрождения гражданского флота между существующими бюро — обеспечить совместную разработку проектов.

Кроме того, на мысль о проведении юбилейного форума, по словам Леонида Шарапова, наталкивает и аналогия с мероприятием, проводимым раз в два года в Казани коллегами из аэрокосмической отрасли: «В 2008 году я участвовал в этой конференции и, к своему удивлению, обнаружил, что все до единого доклада были очень содержательными и интересными. Этот опыт почти один к одному можно применить и для судостроения».

Кроме того, по мнению генерального директора, актуальности идее придает то, что петербуржское (а в этом городе строятся 40\% судов) судостроение варится в своем соку. Проводятся «междусобойные» конференции, а Поволжье с его мощнейшим конструкторским потенциалом как отрезано. Надо работать вместе, убежден генеральный директор. Важно и межотраслевое взаимодействие. По словам Леонида Шарапова, мы, наверное, никогда не вернемся во времена, когда, например, «Завод имени Горького» выпускал по четыре корабля в год, а ситуация, когда предприятие вплоть до рукавиц все делало само, невозможна. Да, ВМФ возрождается, но он далек от «золотого века» советских времен. Корабль строится пять-шесть, а то и больше лет. Причем не потому, что нельзя строить быстрее…

Идея проведения форума (предполагается, что он пройдет 18−20 ноября) получила предварительную поддержку в Правительстве Татарстана, договорились с ведущими учеными отрасли, получено согласие президента ОСК Владимира Пахомова и ведущих специалистов корпорации, коллег из родственных организаций. То есть критическая масса налицо… Предполагается, что будут работать восемь секций — конструирование, технологии, эксплуатация и так далее. Руководить ими согласились видные российские ученые.

Особый интерес у пришедших на презентацию специалистов вызвал оригинальный (это зеленодольское ноу-хау, которым бюро занимается уже 30 лет) проект ЗПКБ — «Акваплан», получивший бюджетное финансирование. Леонид Шарапов сообщил, что в ближайшее время предполагается испытать радиоуправляемую модель этого судна с аэрогидродинамической разгрузкой и разработать эскизный проект акваплана, который будет вмещать примерно 200 пассажиров и передвигаться со скоростью 170 километров в час. И это, кстати, реальный пример кооперации — по этой теме ЗПКБ активно сотрудничает с КГТУ им. А.Н.Туполева и КГУ

Кстати, акваплан вполне может стать визитной карточкой ЗПКБ — это прорывная область. Хотя хищно-стремительные обводы «Ярослава Мудрого», который в петербуржском выставочном комплексе «Ленэкспо» был повсюду — на растяжках, плакатах, стикерах, значках, обложках журналов, конечно, никого не оставят равнодушным.

Фото — журнал «Эксперт».

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: