Чиновники всех экономических ведомств уже несколько месяцев обсуждают, как остановить рост цен на бензин. В прошлом году автомобильное топливо подорожало почти на треть. За первые девять месяцев этого года, по данным Росстата, в среднем по России цены выросли на 15,1% — до 16,8 руб. за литр самого ходового бензина Аи-92. Чтобы стимулировать переработку внутри страны и увеличить предложение бензина, чиновники думали зафиксировать ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на определенном уровне. Сейчас НДПИ зависит от цены нефти на мировых рынках и обменного курса рубля, а предлагалось зафиксировать налог при цене $ 27 за баррель на уровне 826,5 руб. за тонну. Чтобы компенсировать государству потери от снижения налога, чиновники предлагали установить запретительную экспортную пошлину. А в сентябре шесть крупнейших нефтяных компаний до конца года заморозили цены на своих заправках.
Но чиновники решили изменить свой первоначальный план. Об этом «Ведомостям» рассказали несколько сотрудников Минэкономразвития и Минфина. Новый план — установить предельную ставку НДПИ на уровне 1418 руб. за тонну (такая ставка взимается при цене на нефть свыше $ 40 за баррель). Для сравнения: в августе при средней цене в $ 58,7 за баррель ставка НДПИ составляла 2227 руб. за тонну. При этом экспортные пошлины повышаться не будут, подтвердили «Ведомостям» сразу несколько чиновников. Окончательно схема будет утверждаться на совещании специальной межведомственной группы у министра экономического развития Германа Грефа в ближайшую пятницу.
Чиновники посчитали, что снижения НДПИ до 1418 руб. достаточно, чтобы стабилизировать цены на бензин, объясняет чиновник Минэкономразвития. А вот если снизить ставку до первоначальных 826,5 руб., в бюджете 2006 г. окажется недостаточно средств. А компенсировать более сильное падение за счет повышения экспортных пошлин не получится — мешают договоренности с ВТО, добавляет его коллега из Минфина.
Возможно, что послабления для нефтяников будут еще менее значительными: «пониженный» НДПИ будет действовать только для нефти, перерабатываемой внутри России, а не для экспортной, рассказывает чиновник Минэкономразвития. Но этот вопрос еще не решен, предупреждает он: ведь непонятно, удастся ли вовремя отслеживать перемещения нефти.
Некоторые эксперты думают, что полумера не приведет к желаемому результату — снижению цен на бензин. Сокращение НДПИ до 1418 руб. даст лишь временный незначительный эффект, уверен исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Также думает и аналитик ИК «Атон» Дмитрий Лукашов: «Бензин и сейчас продается с неплохой прибылью — вряд ли при некотором снижении налогов нефтяники от нее откажутся». По мнению Сергиенко, главная проблема — в непрозрачности ценообразования. Себестоимость тонны нефти и цена ее продажи заводу, по его словам, может отличаться в восемь раз.
Начальник отдела по работе с инвесторами «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский с ним не согласен: «отвязка» НДПИ от мировых цен подействует. С ним согласен аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров: в России в цене бензина доля налогов составляет около 55%, тогда как в США — всего 24%. «Снизить НДПИ — один из путей: покупая литр за 18 руб., потребитель 3 руб. платит для возмещения НДПИ», — утверждает эксперт. Но кардинально, по его словам, проблему все равно не решить, потому что на бензиновом рынке недостаточно конкуренции.
Предложенная чиновниками схема со снижением НДПИ для нефти, перерабатываемой внутри страны, кажется нефтяникам слишком запутанной. Останутся лазейки, и найдутся компании, которые воспользуются льготами по НДПИ и будут при этом экспортировать нефть, сомневается представитель ТНК-ВР Иван Гоголев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: