Новости
28 Октября 2005, 11:24

Нефтяники стригут купоны

Автовладельцам не стоит ждать снижения цен на бензин, хотя отпускная стоимость топлива на НПЗ за неполный месяц упала на 6%.

Впервые с начала года в октябре средние оптовые цены на бензин ходовых марок снизились на 5−6%. Такие данные содержатся в мониторинге Русского топливного агентства (РТА). Участники рынка объясняют это сезонными факторами и сокращением поставок нефти за рубеж из-за роста экспортных пошлин. Между тем розничные цены на топливо за неполный месяц остались на достигнутом в сентябре рекордном уровне. Источники в нефтяных компаниях ставят высокую стоимость бензина в вину трейдерам, которые не хотят лишаться сверхприбылей. В свою очередь торговцы бензином обвиняют нефтяников в том, что снижению цен препятствует их сентябрьское соглашение, обязавшее нефтяные компании зафиксировать стоимость топлива в рознице. Вне зависимости от того, на чьей стороне окажется правда, розничная цена на бензин вряд ли серьезно опустится до нового года, считают эксперты.

По данным РТА, с конца декабря 2004 г. стоимость бензина А-92 выросла в оптовом звене на 43%, А-76 — на 33%, дизельного топлива (ДТ) — на 32%. Мазут подорожал почти в 4,4 раза. Пик роста стоимости бензина пришелся на сентябрь: оптовые цены на топливо в прошлом месяце взлетели на 10−17% (в зависимости от марки) относительно уровня конца августа. Согласно данным Росстата, потребительские цены на бензин выросли в среднем по России по итогам сентября на 7,9%, с начала года — на 15,1%. На начало октября в среднем по стране один литр бензина марки А-76 стоил 14,22 руб., марки А-92 — 16,69 руб., А-95 — 17,92 руб. Розничные цены на бензин продолжили расти и в октябре: в период с 27 сентября по 3 октября топливо подорожало в среднем на 0,1%, с 4 по 10 октября — еще на 0,1%, а с 11 по 17 октября — не изменились.

Однако тенденция роста цен в октябре оказалась сломлена в оптовом звене. С начала месяца средние оптовые цены на бензин марки А-92 и А-76 снизились на 5% и 6% соответственно. Такие данные содержатся в мониторинге Русского топливного агентства (РТА). Согласно информации РТА, бензин Аи-92 в настоящее время продается в среднем по цене 18,3 тыс. руб. за тонну, А-76 — 15,7 тыс. руб. за тонну. При этом стоимость ДТ с начала месяца выросла на 1,2% — до 16,4 тыс. руб. за тонну — за счет роста производства ДТ марки «зимнее», которое дороже «летнего». Мазут с начала этого месяца подешевел на 8% и продается по 5,01 тыс. руб. за тонну. Несколько участников рынка подтвердили RBC daily, что оптовые цены на бензин ощутимо снизились. «В основном подешевел мазут и летнее дизельное топливо», — сказал исполнительный директор компании Douglas Consulting (владеет брендом Epetrol) Филипп Генс.

Специалисты объясняют снижение отпускных цен на бензин на НПЗ сезонными факторами, а также ростом экспортных пошлин на сырую нефть. «В России закончился сельскохозяйственный сезон, и спрос на нефтепродукты пошел вниз», — утверждает Филипп Генс. «К середине осени нефтяные компании снижают объемы экспортных поставок нефти, направляя ее избытки на НПЗ. В результате на внутренний рынок выбрасываются большие объемы нефтепродуктов», — сказал RBC daily президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. По его словам, в октябре началась коррекция цен на рынке, которая даст возможность сбытовым организациям увеличить рентабельность до приемлемого уровня.

Между тем эксперты отмечают, что розничные цены не торопятся последовать за оптовыми. «Текущая тенденция опровергает заявления некоторых чиновников и розничных торговцев о том, что нефтяные компании консолидированно повышают отпускные цены, диктуя условия более мелким участникам рынка. Удивление вызывает тот факт, что вслед за оптовыми не снижаются розничные цены. По всей видимости, трейдеры хотят получить дополнительную прибыль, а вину за подорожание топлива свалить на нефтяников», — сказал RBC daily менеджер крупной нефтяной компании. «Владельцев АЗС удовлетворяет соотношение цены и спроса на бензин. Поэтому объективных условий для того, чтобы розничные цены на топливо следовали за оптовыми, нет. Это будет продолжаться до тех пор, пока конкуренция на рынке не достигнет приемлемого уровня, — соглашается Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. — Пока же объем реализации топлива на одной заправке несравним с аналогичными показателями стран Запада, где соперничество между розничными торговцами очень серьезно».

Участники розничного рынка оправдывают высокие цены на топливо на автозаправках тем, что в течение года они росли меньшими темпами, чем отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов. «Как правило, с этого времени розничные цены на топливо не снижаются, но и не раст
ут. Изменений стоит ожидать только весной с началом нового автомобильного сезона, когда НПЗ вновь станут повышать отпускные цены. Накопленные за осень и зиму деньги позволят розничным торговцам повышать цены на бензин на автозаправках более плавно», — поясняет Олег Ашихмин. В свою очередь продавцы обвиняют в высоком уровне цен нефтяные компании. «Не последнюю роль могло сыграть недавнее соглашение крупнейших нефтяных компаний о фиксации цен на топливо», — не исключает Григорий Сергиенко. «Причиной такого положения вещей является сентябрьское соглашение нефтяных компаний», — разделяет его мнение Филипп Генс.

Эксперты считают, что в отсутствие соглашения нефтяников о заморозке розничных цен стоимость бензина могла бы снизиться. «Если бы нефтяные компании не зафиксировали розничные цены на топливо, то, возможно, стоимость бензина на автозаправках уже начала бы снижаться. А так до конца года бензин вряд ли будет дешеветь», — сказал RBC daily аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. Более оптимистичен в своих прогнозах Григорий Сергиенко. «По-видимому, розничные цены последуют за оптовыми, однако снижение не будет значительным», — считает он. По его мнению, это может произойти после того, как трейдеры распродадут оставшиеся у них запасы топлива, которые они закупали по ценам сентября. А по оценкам аналитиков Douglas Consulting, к началу нового года розничная цена на бензин немного снизится, но затем вновь начнет повышаться.

Новости
20 Апреля 2024, 11:16

Средняя стоимость авиабилетов из Татарстана составила ₽8,5 тыс. В марте 2024 года

Это на 20% больше, чем в феврале 2023 года.

В марте стоимость авиабилетов экономкласса из Татарстана увеличилась на 20% и составила 8,5 тыс. рублей за 1 тыс. км. Об этом сообщает Росстат.

В марте прошлого года средняя цена авиабилетов из Татарстана составляла 8,8 тыс. рублей за 1 тыс. км. В феврале стоимость билета была ещё=е ниже — 6,9 тыс. рублей.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане могут расширить список субсидируемых авиарейсов на 2024 год до 36 единиц.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: