Новости
13 Июня 2006, 10:39

Нефтяники подготовили правительству рекомендации по налогам

Хорошие отношения с государством для бизнесменов всех мастей в России даются дорогой ценой. Недосягаемые, казалось бы, воротилы нефтяного бизнеса, не исключение: налоговая политика государства в отношении «нефтянки» вызывает у них массу нареканий.

Проведенный на днях в Казани Комитетом Совета Федерации по бюджету круглый стол обнажил существующие проблемы взаимоотношений между нефтедобывающими компаниями и налоговой системой России.

Евгений Бушмин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету:

— Для обсуждения проблемы модернизации системы налогообложения нефтяной отрасли и стимулирования нефтепереработки Татарстан был выбран неслучайно. Пути решения, предложенные этой динамично развивающейся республикой, заинтересовали членов заседания Комитета по бюджету Федерального Собрания РФ. Так, предложения ОАО «Татнефть», по нашей оценке, могут оказать позитивное влияние на изменение сложившейся ситуации. Кроме того, пример Татарстана, где в настоящее время добычу нефти осуществляют помимо «Татнефти» 32 малых нефтяных компании (их доля в общем объеме добычи составляет 17,5\%), может быть показательным и для других регионов.

Хотя нефтяная отрасль республики бурно развивается — в 2007 году в Татарстане будет добыта 3-миллиардная тонна нефти, нерешенные проблемы с налогообложением могут привести к возникновению серьезных трудностей — в первую очередь потому, что добывающие предприятия работают, в основном, на высоковыработанных месторождениях — продолжил мысль премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Именно поэтому не применение дифференцирования к ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) может привести к тому, например, что в республике может прекратиться разработка крупнейшего, но имеющего большую степень выработанности Ромашкинского месторождения.

Шафагат Тахаутдинов, генеральный директор ОАО «Татнефть»:

— Действующая система налогообложения не учитывает качества добываемой нефти. Разработка месторождений на территории Татарстана на протяжении более 60 лет отрицательно сказалась на текущей структуре запасов и качестве углеводородного сырья. «Татнефть» разрабатывает сегодня в основном остаточные трудноизвлекаемые запасы нефти, которые отличаются высоким содержанием серы и повышенной плотностью. Доля высокосернистой нефти составляет более 40\% от общего объема добычи по компании и по мере выработанности девонских объектов ежегодно растет. Со временем такая ситуация будет характерной для всех нефтяных компаний страны, поскольку доля трудноизвлекаемых запасов нефти в целом по России из года в год увеличивается. Сернистая среда — достаточно агрессивная, добывать такую нефть сложно и затратно. Она отрицательно влияет на работающее в ней оборудование, срок его службы сокращается почти в 1,5 раза. В связи с этим, компания несет дополнительные издержки на его обслуживание, которые составляют 10\% от общей суммы затрат. Таким образом, настала острая необходимость дифференциации НДПИ с учетом различия по качеству добываемой нефти. Это позволит «Татнефти» и другим компаниям, добывающим высокосернистую и тяжелую нефть, компенсировать значительные расходы, связанные со спецификой ее добычи и переработки, а также улучшить технологию разработки этих месторождений, обеспечив более равномерную выработку запасов и повысить экологическую безопасность в регионах.

Важно, что принявшие активное участие в обсуждении наболевшей проблемы представители других регионов РФ, выступили почти рефреном. По словам специалистов АО «Башнефть», налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых, установленная по нефти в твердой сумме 419 рублей (с 01.01.2005 г.) с применением коэффициента, характеризующего изменение мировых цен на нефть, сегодня составляет более 2100 рублей за тонну нефти. При этом закон устанавливает единый порядок начисления налога как для недропользователей, эксплуатирующих нефтяные месторождения на поздней и завершающей стадиях их разработки со степенью выработанности начальных извлекаемых запасов 80\% и более, так и для нефтяных компаний, разрабатывающих более молодые либо новые месторождения. В законе до сих пор не установлен порядок дифференциации налоговой ставки по НДПИ в отношении нефти, добываемой на месторождениях со степенью выработанности начальных извлекаемых запасов 80\% и более, хотя данный проект обсуждается с 2002 года. Таким образом, в законе не соблюдается принцип равенства в налогообложении.

Обстоятельная критика существующей ситуации, по единогласному признанию участников круглого стола, должна самым благотворным образом повлиять на положение дел. Особенно — если она исходит от компаний, продукция которых реализуется на внутрироссийском пространстве.

«Закон о налоге на добычу полезных ископаемых нарушает конституционный принцип установления налогов с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога (п. 1 статьи НК РФ) в отношении нефтяных компаний, которые вообще не реализуют нефть в режиме экспорта или реализуют в малых объемах, например, до одной трети от объема добычи. Для них закон устанавливает единую налоговую ставку на нефть (в твердой сумме с применением коэффициента, характеризующего изменение мировых цен), наравне с такими крупными нефтяными компаниями, как ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Роснефть, ТНК, работающими в основном, в режиме экспорта. При начислении налога к уплате не имеет значения, была ли получена организацией в достаточном количестве выручка от продажи нефти или нет. А в структуре себестоимости добычи нефти сумма НДПИ составляет до 80 процентов. Мы считаем, что в отношении нефти, реализованной на рынке России, налог должен исчисляться по налоговой ставке без применения коэффициента изменения мировых цен на нефть», — заявили представители «Башнефти».

Поддержали это мнение и представители Федеральной Антимонопольной службы России (ФАС), которые считают, что «одной из мер по стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов является проведение комплексных НДПИ, включая отказ от их привязки к мировым ценам на нефть, разработку и введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, а также возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок. В настоящее время все еще существует привязка к мировым ценам на нефть, следовательно, продолжают ухудшаться налоговые, а значит, и хозяйственные условия одних компаний по сравнению с другими. Так, существующий порядок расчета НДПИ уже привел практически к полному исчезновению мелких независимых нефтепроизводителей, работающих, как правило, на более сложных месторождениях с применением современных специальных технологий, и ориентированных на внутренний рынок: по разным оценкам, от 20 до 37 тыс. скважин на территории России оказалось закрыто, что подорвало конкуренцию в отрасли». Более того, те немногие независимые компании, которые не входят в вертикально-интегрированные нефтяные компании, работают на внутреннем рынке и платят НДПИ как экспортеры. Повышение НДПИ вслед за мировыми ценами на нефть ведет к тому, что у этих нефтяных компаний неизбежно растут налоговые потери, которые они компенсируют повышением цен на бензин.

Не менее важным упущением законодателей, по словам Шафагата Тахаутдинова, можно считать и то обстоятельство, что вне поля их зрения оказалась составляющая, связанная с разработкой высоковязких нефтей или битумных месторождений.

Шафагат Тахаутдинов:

— Запасы битумной нефти на территории России значительны. Только в РТ ресурсы оцениваются до 7 млрд. т. Изучение геологического строения и разработка залежей природных битумов требует значительных средств на научные исследования и опытно-промышленные работы по отработке эффективных технологий освоения таких месторождений, а также переработки полученного сырья. Параметры битумной нефти значительно отличаются от обычной: удельный вес выше более, чем на 10\%, вязкость превышает в сотни раз, выход светлых нефтепродуктов при ее переработке в 2 раза меньше, чем при переработке девонской нефти. Это приводит к тому, что себестоимость добычи битумов в десятки раз превосходит затраты на добычу обычной нефти, принося более 20 тыс. руб. убытка на каждую добытую тонну нефти. Поэтому кроме государственной поддержки в развитии этого направления, необходимо также создать специальное налоговое стимулирование, которое касалось бы и добычи битумной нефти (в части НДПИ, а также возможности полной компенсации расходов на НИОКР), и импортных пошлин на оборудование, используемого в процессе ее добычи и переработки.

Также существует и проблема касательно добычи нефти из новых месторождений, отметил Шафагат Тахаутдинов:

— В последнем варианте законопроекта предоставлены налоговые каникулы только на добычу нефти из новых месторождений Восточной Сибири. Сегодня на территории Республики Татарстан, Урало-Поволжья разведано достаточно много мелких, низкодебитных месторождений, которые без особых налоговых стимулов к разработке являются нерентабельными. Кроме того, «Татнефть» активно ведет работу по приросту запасов за пределами республики. Новые месторождения находятся в труднодоступных, необустроенных районах, таких как в Ненецком автономном округе, где затраты на бурение скважин, добычу, подготовку и транспортировку нефти очень высокие. Непонятно почему такие месторождения исключены из системы налогового стимулирования. Государство в данном случае ничего не теряет, т.к. эти месторождения еще не вовлечены в разработку, а даже напротив, приобретает, обеспечивая прирост добычи нефти в стране.

Несмотря на то что в процессе обсуждения означенных проблем за круглым столом некоторые претензии специалистов нефтедобывающих компаний к налоговой системе РФ также подвергались жесткой критике (представитель Минфина РФ так и остался непреклонен во мнении, что дифференцировать НДПИ в законодательстве будет практически невозможно), рекомендации от участников круглого стола, адресованные правительству РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ и Комитету Совета Федерации по бюджету, обнадеживают всех заинтересованных лиц.

Вячеслав Новиков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету:

 — Правительство непростительно поверхностно относится к налоговому законодательству и его влиянию на внутренние цены. Это, безусловно, нужно менять. Идею защиты конкуренции мы постараемся обязательно воплотить в жизнь, чтобы вместо современной России, разделенной на отдельные зоны, которые контролируют нефтяные монополии, наконец, родился нормальный здоровый российский рынок нефтепродуктов.

Новости
16 Мая 2025, 18:07

На расчистку реки Мелекески в Челнах направят ₽314 млн

Площадь работ составит более 3 км.

В Набережных Челнах планируется расчистить участок реки Мелекески площадью 34,5 га и протяженностью чуть более 3 км. Тендер размещен на сайте госзакупок, а финансирование в размере 314 млн рублей будет предоставлено из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Экологическое благополучие».

Работы включают разработку донных отложений, выравнивание берегов путем отсыпки местным грунтом и восстановление поврежденного растительного слоя в местах проведения работ. В 2025 году на расчистку направят 9,7 млн рублей, в 2026 году — 165 млн, а в 2027 году — 138 млн рублей. Ожидается, что после завершения работ водохозяйственная обстановка стабилизируется, пропускная способность реки увеличится, а вероятность затопления города снизится.

Ранее TatCenter писал, что в 13 районах Татарстана запланированы масштабные работы по очистке русел рек и озер, регулированию русел водоемов и снижению уровня грунтовых вод.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: