Американские обозреватели отмечают, что зарождающаяся «нефтяная ось» вызывает определенное беспокойство, поскольку может нарушить стабильность в нефтяном секторе, привести к резкому скачку цен и даже стать причиной геополитических изменений, которые поставят под угрозу поставку жизненно необходимых для Запада энергоресурсов.
Авторы публикации отмечают, что на фоне разгрома крупнейшей частной российской компании ЮКОС и тенденции создания государственного нефтяного гиганта особенно тревожат слухи о возможной продаже Китаю доли в будущей нефтяной монополии. Опасения усугубляет и тот факт, что в последнее время энергетические компании из Поднебесной ведут агрессивные завоевания в Судане, Эквадоре и Саудовской Аравии, стремятся приобрести право на разработку каспийской нефти и гудронных песков (грязных гидрокарбонатов) в Канаде.
И все же, по мнению обозревателей Wall Street Journal, радикального изменения рынка из-за новоявленного альянса бояться не стоит, поскольку ни Россия, ни Китай не являются большой силой на мировой нефтяной сцене. Издание напоминает, что Россия обладает лишь пятой частью мировых запасов нефти и, даже добывая 10 млн барр. в день наравне с Саудовской Аравией, не может тягаться с последней в долгосрочной перспективе.
Единственную опасность Россия представляла бы для Запада в том случае, если бы стала вести себя как член ОПЕК, ограничивая нефтедобычу с целью повышения цен. Однако Москве выгодно действовать, руководствуясь своими интересами, то есть качать нефть свободно и не подчиняться дисциплине ОПЕК, заключает Wall Street Journal.
Между тем сотрудничество в топливной сфере между РФ и Китаем вполне объяснимо — экономика Поднебесной стремительно развивается. Эта страна превратилась в крупнейшего импортера природных ресурсов, в том числе нефти, что заставляет ее заключать соглашения с самыми разными по своему политическому устройству странами — от Ирана до Кубы. Кроме того, в последние годы Китай стал одной из крупнейших сил, действующих на геополитической арене.
По данным ВТО, по сравнению с 2003 г., рост экспорта товаров из Китая в прошлом году достиг 35% — наибольший показатель среди 10 ведущих стран-экспортеров мира. По оценкам других экономистов, в I квартале 2005 г. валовой внутренний продукт ВВП Китая вырос на 8,8% по сравнению с показателем годовой давности. По предварительным оценкам, в I квартале текущего года темпы роста инвестиций в китайскую экономику достигли 24%, а розничный оборот потребительских товаров вышел на уровень 175,3 млрд долл., что на 13,4% больше, чем за аналогичный период 2004 г.
Однако для инвесторов российский рынок намного привлекательнее китайского. Россию и Китай часто ставят в один ряд. В обеих странах — развивающийся рынок и огромное население. На первый взгляд даже кажется, что за счет большего числа потребителей китайский рынок лучше. Однако Китай — страна не индустриализованная. В КНР процесс индустриализации с оттоком населения в города и соответствующим социальным расслоением идет полным ходом со всеми вытекающими отсюда последствиями — бедностью, акциями протеста и коррупцией.
В России же индустриализация уже завершилась, что делает страну более удобной территорией для инвестиций. К тому же Китай является вторым после США импортером энергоносителей, и достаточно опасно вкладывать деньги в страну, столь зависимую от цен на ресурсы и сырье. Россия же, наоборот, полностью независима в этом отношении, а значит, более стабильна.
Тем не менее, пока американские и британские инвесторы больше заинтересованы в Китае, чем в России. И пока российский и китайский рынок будут рассматриваться ими как эквивалентные, до тех пор не будут по-настоящему оценены реальные возможности России, — а заодно и инвестиционные риски, связанные с Китаем.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: