Вчера вечером Министерство экономической политики и торговли (МЭРТ) должно было направить в правительство «Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2006 год и на период до 2008 года». Накануне директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Андрей Клепач на пресс-конференции изложил его ключевые положения. Амбициозными их не назовешь. Темпы роста ВВП и промышленного производства, особенно в ТЭКе, снижаются, а инфляция, наоборот, сопротивляется до последнего, диверсификации экономики не предвидится.
Прогноз на 2006 год, подготовленный в МЭРТе, Ъ прокомментировал вчера. Было отмечено, что авторы прогноза пересмотрели в сторону понижения темпы роста ВВП по сравнению с показателями сценарных условий социально-экономического развития до 2008 года, одобренных правительством в апреле. Вчера автор этих документов, директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Андрей Клепач объяснил, почему это произошло.
Прежде всего, низкие темпы роста в начале этого года показал ТЭК. За четыре первых месяца, по данным МЭРТа, нефтедобыча выросла лишь на 3,4\% по сравнению с 8\% за аналогичный период прошлого года. Практически не вырос экспорт. И это при том, что средняя цена на российскую нефть в мае достигла $ 44 за баррель, что позволило авторам прогноза предсказать среднюю цену за год в размере $ 43 за баррель (в сценарных условиях исходили из $ 39). Снижаются темпы роста инвестиций (в апреле предлагали 11\% в этом году, в мае не более 9,5\%). В целом вся промышленность показала в январе-апреле лишь 4,2\% роста (почти на 2\% меньше, чем в прошлом году). Подкачало и машиностроение. Если в прошлом году отрасль увеличила производство на 11\%, то в этом году, по оценке Андрея Клепача, рост не превысит 8\%. Наконец, ВВП увеличился в годовом исчислении за этот же период только на 5\%. Поэтому прогнозировать, как в апрельских сценарных условиях, 6,5\% прироста ВВП в МЭРТе сочли опасным. В бюджетном послании президента было строго указано на обеспечение точности прогнозов. В результате вместо 6,5\% в прогноз на 2006 год было записано 5,8\%. Причем Андрей Клепач обмолвился, что и исправленной цифры достичь будет сложно.
Иными словами, ТЭК хотя и остается мотором всей экономики, но, как подчеркнул вчера Андрей Клепач, уже не реагирует на дальнейшее повышение мировых цен на нефть. Более того, по мнению прогнозиста из МЭРТа, «связь ТЭКа с высокими нефтеценами разорвалась еще во второй половине 2004 года». Причин этому несколько. Во-первых, слишком высока налоговая нагрузка на нефтеотрасль. В Минэнергопроме утверждают, что при цене нефти в $ 27 за баррель практически все сверхдоходы нефтяников изымаются в бюджет, вернее в стабфонд. Поэтому нефтяники и не торопятся увеличивать инвестиции в отрасль, предпочитая даже те доходы, которые им оставляет государство, тратить на дивиденды. Во-вторых, как известно, давно исчерпаны экспортные возможности «Транснефти». В-третьих, перед нефтекомпаниями стоит вопрос, куда именно вкладывать им деньги — в старые месторождения или новые. Наконец, чиновник МЭРТа признал, что снижение темпов роста в ТЭКе произошло и из-за «эффекта ЮКОСа». «Крупнейшие нефтеактивы этой компании, — заявил Андрей Клепач, — до сих пор не имеют адекватного управления».
Что из всего этого следует? У МЭРТа, а соответственно, и у всего правительства нет рецептов хотя бы сохранения прошлогодних темпов роста ВВП. Стратегический выход — диверсификация производства. А она возможна только при масштабном росте инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. Однако даже в МЭРТе на это уже не надеются. Государственные инвестиции в бюджетах 2006−2008 годов станут жертвами роста социальных расходов. Что вчера и был вынужден признать Андрей Клепач: «По-видимому, рост инвестиций в высокотехнологичные отрасли переносится на период после 2008 года». А частные инвестиции, которые предполагалось в МЭРТе привлечь в том числе и за счет государственно-частного партнерства (ГЧП), появятся опять же не ранее 2007−2008 годов, так как, по словам чиновника из МЭРТа, разработка отраслевых инвестиционных программ, для реализации которых и будет использован механизм ГЧП, далеки от завершения. Частные инвестиции, прежде всего в обрабатывающую промышленность, можно было бы привлечь и радикальным снижением налогов. Но, как известно, глава МЭРТа Герман Греф вместе с главой Минфина Алексеем Кудриным выступили категорически против снижения НДС с 18 до 13\%.
Что же касается подавления инфляции, то здесь Андрей Клепач сохраняет осторожный оптимизм. По его оценке, в этом году вполне можно удержать 10-процентный рубеж ее роста. Но только при условии дефляции в третьем квартале (она будет обеспечена, по словам Андрея Клепача, за счет правительственных мер по сдерживанию роста цен на ГСМ и сельхозпродукцию). В противном случае, по признанию правительственного прогнозиста, повторится прошлогодняя история — 11−11,5\% годовых.
В итоге правительство фактически и не пытается вырваться из нефтяной петли. Сейчас МЭРТ, Минэнергопром и другие ведомства пытаются выполнить поручение премьера Михаила Фрадкова по стимулированию производства в ТЭКе. Виктор Христенко уже обещал отвязать НДПИ, который собирают с нефти, идущей на НПЗ, от мировых цен на нефть. Однако защиты собственности нефтяникам никто пока не обещал. Наоборот, по неофициальной информации, Герман Греф был вынужден убрать из своей до сих пор не одобренной правительством среднесрочной программы главу о реформировании судов и Генпрокуратуры.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: