Мы уверены, что строительство терминала, например, в районе порта Находка на порядок целесообразнее, безопаснее, дешевле и эффективнее", — цитируется в сообщении глава МПР Юрий Трутнев. Он также дал поручение довести данную точку зрения до Транснефти.
Ю.Трутнев отметил, что МПР не было готово согласовывать строительство трубопровода в непосредственной близости от озера Байкал в первоначальном виде и неоднократно предлагало Транснефти представить комплексный план обеспечения безопасности трубопроводной системы. Такой план был представлен в Министерство природных ресурсов на минувшей неделе.
По словам министра, план включает в себя применение новейших технологий защиты, которые до сегодняшнего дня не использовались в России, в частности, систему «умная труба», увеличение толщины труб, проходящих по дну водоемов, систему многослойной защиты трубопровода, систему оперативного реагирования на возможные чрезвычайные происшествия, а также проект круглосуточной охраны территории, прилегающей к озеру Байкал.
МПР также уведомило Минпромэнерго РФ, что 27 октября 2005 года была образована комиссия по подготовке заключения Росприроднадзора по проектным материалам ТЭО ВСТО. Заключение будет подготовлено в тридцатидневный срок и направлено разработчику для последующего представления на государственную экологическую экспертизу в Ростехнадзор. В связи с этим в сетевой график необходимо внести некоторые корректировки времени проведения отдельных работ.
Правительство РФ одобрило строительство трубопровода по маршруту Тайшет (Иркутская область) — Сковородино (Амурская область) — бухта Перевозная (Приморский край) в конце прошлого года. Строительство первого этапа нефтепровода мощностью 30 млн. т по маршруту Тайшет — Сковородино предполагается завершить во II полугодии 2008 года. Второй этап предполагает строительство нефтепровода от Сковородино до бухты Перевозной ежегодной мощностью 50 млн. т нефти с обеспечением расширения пропускной способности «трубы» до Сковородино до 80 млн. т в год. Функции заказчика проектирования и строительства ВСТО возложены на Транснефть.
Согласно материалам, размещенным на сайте российского представительства Greenpeace во время разговора с директором WWF России Игорем Честиным на приеме 4 ноября 2005 года по случаю Дня народного единства, Президент России Владимир Путин подчеркнул важность строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» для нашей страны. В то же время он отметил, что в какой бухте будет располагаться терминал, принципиального значения не имеет. По его словам, этот вопрос должны решать специалисты. Специалисты, включая ведущих ученых РАН, свое слово сказали — нефтепровод должен быть отодвинут от побережья Байкала на максимальное расстояние, а терминал перенесен из Перевозной в одну из более северных бухт.
По словам директора по природоохранной политике WWF России, доктора географических наук Евгения Шварца, из рассмотренных альтернативных вариантов с точки зрения охраны живой природы, сохранения биоразнообразия и устойчивого использования морских биологических ресурсов бухта Перевозная в Амурском заливе — это наихудший вариант. В тоже время сравнительный анализ показывает, что эта бухта не является единственным местом для предполагаемого строительства нефтеналивного терминала.
Во-первых, трасса нефтепровода пересекает сейсмически активные районы. Протяженность участков, подверженных современным геологическим процессам, составляет 2585,6 км или около 66% общей длины трассы. Сейсмическая активность, переходы через высокие горные хребты, экстремальные климатические и эколого-географические условия будут способствовать возникновению аварий при строительстве, поддержании трубопровода и обеспечении его безопасности. При этом у «Транснефти» опыта возведения подобных объектов в горах при высокой сейсмичности просто нет.
Затем, в местах прохождения нефтепровода встречаются редкие растения: 12 видов, включенных в Красную книгу РСФСР, 2 — предложенных для внесения в новую редакцию Красной книги, 104 вида, внесенные в Красные книги: Иркутской, Бурятской и Читинской областей. В процессе строительства и эксплуатации трубопровода происходит уничтожение растительности (в том числе редких и исчезающих видов); серьезное снижение продуктивности лесных и пастбищных систем. Повышается вероят
ность лесных пожаров. На прилегающей территории обедняется видовой состав животного мира, сокращается численность популяций, изменяются местообитания, упрощается структура сообществ, падает биопродуктивность, нарушаются пути миграции животных
Кроме того, риски случайных разливов нефти в Амурском заливе чрезвычайно высоки по сравнению с другими вариантами размещения терминала. Кроме того, здесь весьма затруднительно локализовать разливы нефти, которые могут распространиться на большие расстояния и загрязнить морское побережье на десятки километров.
Пятнадцать процентов видов, занесенных в Красную книгу России, можно найти только на юго-западе Приморского края — как раз в районе реализации проекта. Один из этих редких видов — дальневосточный леопард. Возможно, это самая редкая кошка в мире, чья популяция насчитывает лишь около 30 особей. Нефтепровод будет проходить через заказник «Барсовый», а проектируемое место под терминал будет находиться в непосредственной близости от биосферного заповедника «Кедровая падь», находящегося под защитой ЮНЕСКО. Рядом с бухтой Перевозная, расположены единственный в России морской заповедник, а также самые популярные места отдыха и песчаные пляжи Дальнего Востока России, которые ежегодно посещают десятки тысяч туристов. Владивосток, самый крупный город края, находится напротив места расположения терминала.
«Пользуясь высоким покровительством, компания игнорирует любые требования и доводы. Это может привести к ситуации, которая будет национальным позором для России. Недавняя миссия экспертов ЮНЕСКО, подтвердила недопустимость прохождения нефтепровода рядом с Байкалом. Если такое решение все же будет принято, они официально рекомендуют Комитету по всемирному наследию включить озеро Байкал в „Список всемирного наследия в опасности“. В дальнейшем, если российские власти не предпримут конкретных шагов по сохранению озера, Байкал вообще может быть исключен из Списка. Подобных прецедентов в мире еще не было», — сказал эксперт лесной программы Гринпис России Михаил Крейндлин.
Напомним, что на прошлой неделе Минпромэнерго направило в Правительство сетевой график реализации проекта трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», который фиксирует конкретные сроки согласования документов и этапов строительства.
В частности, согласно графику, экспертиза и согласование технико-экономического обоснования проекта должны быть завершены к 30 декабря текущего года. Разработка и утверждение в производство работ проектно-сметной документации (ответственный — Транснефть) должны быть завершены к 1 мая 2006 года, в том числе разработка строительства линейной части трубопроводной системы — к 10 марта 2006 года. Ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса терминала в бухте Перевозная состоится по графику 1 ноября 2008 года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: