В 1948 году было открыто гигантское Ромашкинское месторождение в Татарстане, и к 1960 году республика стала основным нефтедобывающим районом СССР. Но Урало-Поволжье уступило пальму первенства Западной Сибири, где в 1961 году были открыты Мегионское и Усть-Балыкское месторождения. В 1970-х годах центр нефтедобычи сместился в Тюменскую область, которая к 1975 году давала 30\% всей нефти СССР. Когда осваивали Западную Сибирь, первыми туда пришли нефтяники и лишь потом строительные и другие вспомогательные службы. Это создало массу социальных и бытовых проблем: начальникам тюменских нефтегазодобывающих управлений, помимо нефтедобычи, приходилось заниматься строительством коровников, бань, школ и кинотеатров, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни рабочим и уменьшить текучесть кадров. Хорошо бы при освоении новых нефтегазовых провинций не повторить ошибки, допущенные в Западной Сибири.
Газовая промышленность шла по стопам нефтяной: сначала она базировалась в европейской части СССР и Средней Азии. Но с середины 1960-х годов эти регионы уже не обеспечивали рост добычи. В 1962 году было открыто Тазовское месторождение — первая газовая кладовая в Ямало-Ненецком АО (ЯНАО); потом Медвежье. В 1966 году — Уренгой с запасами в 9,9 трлн. куб. м (самое крупное газовое месторождение в мире), который с середины 1980-х и до начала 1990-х годов давал половину газа СССР.
Поначалу руководство отрасли не было готово к походу в Западную Сибирь — газовики считали, что северный газ слишком дорогой. Двинуться на Север их заставил только первый нефтяной кризис 1977—1978 годов, когда в Западной Сибири впервые упала добыча нефти. Во второй половине 1970-х годов стали разрабатывать западносибирские газовые гиганты и строить магистральные газопроводы. Социальные проблемы у газовиков стояли острее, чем у нефтяников — ведь им приходилось работать еще дальше на севере.
Экспертам уже тогда было очевидно, что нужно выходить на новые нефтегазовые рубежи. В середине 1970-х тогдашний министр нефтяной промышленности Валентин Шашин говорил об острой потребности сформировать нефтяные провинции, сопоставимые с Урало-Поволжьем и Западной Сибирью. Он считал, что ими могут стать Восточная Сибирь, Прикаспийская впадина и шельф.
В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВЫ
При социализме создать достойную замену Западной Сибири не успели, и ситуация в нефтяной отрасли складывается сложная: на сегодня начальные запасы нефти выработаны на 50\%, в европейской части — на 65\%, а в Урало-Поволжье — более чем на 70\%. 77\% нефти дают крупные месторождения, которых хватит в среднем на 8−10 лет. Растет доля трудноизвлекаемых запасов: у основных нефтяных компаний она составляет от 30 до 65\%.
У газовиков дела обстоят лучше, но и у них увеличивается процент сложных и трудноизвлекаемых запасов, жирных и конденсатных газов. «Голубое топливо» залегает все глубже, находится в районах с суровым климатом, вдали от центров теперешней газодобычи. Медвежье, Уренгой и Ямбург выработаны на 65−75\% и вошли в стадию активно падающей добычи. При этом они содержат огромные запасы «голубого топлива»: Медвежье — 550 млрд. куб. м, Уренгой и Ямбург — по 2 трлн. куб. м. Но это низконапорный газ, добыча которого пока не рентабельна.
Где будут добывать нефть и газ в будущем? Недавно была, наконец, принята новая Энергетическая стратегия России до 2030 года. Хотя есть опасения, что ее постигнет судьба предшественниц. Она дает четкое представление о том, куда двинутся наши нефтяники и газовики. Стратегию планируют осуществлять в 3 этапа. Первый этап, который продлится до 2013−2015 года — период выхода из кризиса и формирования основ новой экономики. Второй этап — переход к инновационному развитию и создания инфраструктуры новой экономики. Третий этап, который завершится к 2030 году, — эпоха развития инновационной экономики.
До 2030 года главными районами, где ожидается прирост запасов нефти и газа, будут Западно-Сибирская, Лено-Тунгусская и Тимано-Печорская провинции. Особое место в планах геологоразведочных работ занимает шельф, который крайне слабо изучен. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа составляют 90,3 млрд. тонн условного топлива (из них 73,8 трлн. куб. м газа). Основная их часть сосредоточена в Баренцевом, Печорском и Карском морях.
По мнению авторов стратегии, на втором этапе начнется активное освоение нефтегазовых ресурсов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфе, в том числе в Арктике, а также на полуострове Ямал, в Обской и Тазовской губах, на европейском севере и в Прикаспийском регионе. Добыча нефти в европейской части страны будет расти благодаря Тимано-Печоре, арктическому континентальному шельфу и российскому сектору Каспийского моря, при падении добычи в Поволжье и на Урале.
В Западной Сибири будет стабилизироваться и постепенно снижаться добыча в Ханты-мансийском АО, зато расти в ЯНАО. В Восточной Сибири будут разрабатываться месторождения нефти в Ванкорско-Сузунском районе, вдоль трассы нефтепровода ВСТО в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха: Верхнечонское, Талаканское, Среднеботуобинское, Юрубчено-Тохомское… На Дальнем Востоке продолжится добыча нефти по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2, и начнется добыча в рамках Сахалина-3, 4, 5 и 6.
Газ будут добывать как в традиционных районах, так и на европейском севере России, полуострове Ямал, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Прикаспийском регионе. Основным газодобывающим районом страны останется ЯНАО.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: