По мнению специалистов компании «Тройка диалог», теперь пришло время для отмены прежних правил игры. В первую очередь — для отмены основного правила: «что хорошо для нефтяных компаний, хорошо для всей страны». Отраслью больше не движет то, что определяло ее динамику в последние годы, — стремление владельцев нефтяных компаний увеличить стоимость своих активов путем повышения эффективности и прозрачности бизнеса (проще говоря — путем создания предпосылок для роста курса акций). Предполагается, что в будущем дивиденды станут куда более умеренными — сверхщедрые выплаты уйдут в прошлое.
Высшей точкой новой эры может стать крупное перераспределение денежных потоков нефтегазовой отрасли — увеличение доли, достающейся государству, за счет доли, остающейся компаниям (то есть их основным и миноритарным акционерам).
Дело в том, что в последние месяцы государство переписывает правила игры, которым должны следовать нефтяные компании. В настоящее время суть нового порядка уже ясна, но сам он до конца еще не оформлен, так что пока инвесторам придется работать в непредсказуемых условиях, когда у многих из нефтяных компаний хуже получится контролировать производственные расходы, более того, им придется ощутить на себе более тяжкое бремя налогов и капитальных затрат и даже, возможно, стать менее прозрачными для миноритарных акционеров. Последние же из-за возросшего риска будут требовать более высокого дохода или более низких оценочных коэффициентов компаний отрасли.
Собственно, такое положение вещей прогнозируется потому, что отныне государство намерено бороться с увеличением разрыва между бедными и богатыми, а следовательно — усилить ответственность бизнеса перед обществом и перераспределить богатство.
Самой важной переменой в нефтегазовой политике станет нарушение мирного сосуществования государства, основных акционеров нефтяных компаний и миноритариев в том, что касается распределения денежных потоков отрасли. Теперь государство будет забирать себе более значительную часть средств. И сделать это в отрасли, состоящей преимущественно из частных компаний, оно может следующим образом.
Нефтяные компании, скорее всего, начнут платить больше налогов. Этого правительство может добиться либо расширяя налогооблагаемую базу, либо настаивая на том, чтобы компании осуществляли «добровольные взносы» на социальные нужды. Таким образом, государство резко ограничит ту выгоду, которую приносит нефтяным компаниям дорогая нефть. В итоге получится, что если цены на нефть не вырастут, то в 2005 году, когда вступят в силу все новые налоги, предприятия сектора будут отдавать государству 49\% совокупной выручки против предполагаемых 45\% в 2004 году и всего 33\% в 2001 году. Повышение налогов и операционных издержек приведет в 2005 году к сокращению потоков свободных денежных средств отрасли приблизительно на $ 3 млрд. по сравнению с уровнем 2004 года.
Однако не только повышение налогов грозит нефтяным компаниям. Возможно, им придется в добровольно-принудительном порядке участвовать в финансировании новых трубопроводных проектов Транснефти. Это возможно как раз тогда, когда нефтяные компании стали горячо ратовать за строительство в России частных трубопроводов. И в это самое время правительство стало обсуждать возможность взимания с этих компаний (помимо платы за транспортировку нефти) так называемого «инвестиционного тарифа» для финансирования сооружения государственных магистральных трубопроводов, призванных устранить недостаток экспортных мощностей. Обязав же частные компании финансировать строительство государственных трубопроводов, правительство тем самым обложит их новым косвенным налогом. Траснефть же определенно будет в выигрыше.
А поскольку цены на нефть в обозримом будущем останутся высокими, государство, возможно, будет продолжать увеличивать налоги — в постоянстве режима никакой уверенности нет. А поэтому денежные потоки нефтяных компаний прогнозировать сложно. Недавно Госдума РФ приняла поправки к Налоговому кодексу, отменяющие обложение налогом на добавленную стоимость нефти и газа, поставляемых в СНГ, но одновременно решила с 2005 года повысить более значительно, чем предполагалось, налог на добычу нефти и газа. Базовая ставка НДПИ увеличится с 400 до 419 рублей на тонну нефти и со 107 до 135 рублей на тысячу кубометров газа. Повышение налога на добычу уменьшит ожидаемую прибыль от реализации до амортизации в отрасли на 2−3\%, то есть теперь от высокой цены нефти российские компании будут выгадывать совсем немного: с каждого дополнительного доллара сверх $ 25 за баррель государство будет забирать в казну 90 центов, а большую часть остальных 10 центов «съест» инфляция затрат.
Помимо прочего, отныне государство будет принимать прямое участие в нефтяных «гонках» — правительство намерено само качать нефть и в весьма крупных объемах. Это при том, что до сих пор оно довольствовалось в основном просто регулированием нефтегазовой отрасли. Поэтому в ближайшее время из второстепенного производителя углеводородов государство может превратиться в одного из ведущих, да еще и влиять на цену нефти наравне (но совершенно не обязательно вместе) с прочими богатыми нефтью странами.
Впрочем, если посмотреть на другие государства, живущие нефтью, то намерение российского правительства национализировать часть нефтяной отрасли не выглядит не только чем-то из ряда вон выходящим, но, напротив, представляется вполне закономерным: в России доля государства в этом секторе все еще намного меньше, чем в странах Ближнего Востока и других развивающихся экономиках. Среди крупнейших стран — поставщиков нефти доля государства в нефтяной отрасли меньше только в США, Великобритании и Канаде. По оценкам, в 2004 году на доля государства (даже с учетом причитающейся ему части жидких углеводородов, извлекаемых Газпромом) придется только 7,2\% добычи нефти в России. Однако если в собственность государства перейдет Юганскнефтегаз, то эта цифра увеличится до 18\%, и по объему добычи нефти государство займет в стране второе место после ЛУКОЙЛа.
Что же касается объемов добычи нефти в будущем году, то увеличение добычи некоторых интегрированных компаний, таких как ТНК-ВР и Славнефть, скорее всего, по-прежнему будет превосходить ожидания, хотя рост добычи в целом по России замедлится даже быстрее, чем можно было предполагать. Сибнефть, ЮКОС и Роснефть, по-видимому, не выполнят производственных планов уже на этот год и далее: в эру «народной нефти», которая сейчас наступает, компании вряд ли смогут наращивать добычу при низкой себестоимости.
Действительно, прогнозы относительно объемов добычи в дальнейшем — понижение до 10,9 млн. баррелей в сутки в 2009 году и 11,1 млн. баррелей в сутки в 2010. Объясняется это не ограниченностью экспортных мощностей, а тем, что основными добывающими компаниями станет управлять государство. Теперь компании народной нефти при более высоких капиталовложениях будут тем не менее неспособны генерировать свободные денежные потоки в больших объемах. Поразительно, но в 2003 году, когда баррель Urals стоил в среднем более $ 27, свободные денежные потоки Газпрома, Роснефти и Транснефти оказались отрицательными, а у ЛУКойла и, возможно, Татнефти — только-только достигали нуля. Сегодня уже можно сделать отрицательные прогнозы относительно этого вопроса в наступающем году.
Правительство в целом все неохотнее допускает приобретение зарубежными нефтяными гигантами контрольных и даже блокирующих пакетов акций предприятий российской нефтегазовой отрасли. Однако присутствие иностранной силы в этом секторе может даже увеличиться, но благодаря уже не прямой покупке, а тому, что государство будет «доверять» зарубежным компаниям крупные капиталоемкие проекты в труднодоступных и малоосвоенных регионах, таких как Восточная Сибирь и Дальний Восток.
Что касается ценовых коэффициентов, нефтяные компании России не только не сократили отрыва от транснациональных корпораций, но и отстали от своих конкурентов с развивающихся рынков. Подводя итоги, по мнению специалистов компании «Тройка диалог», в эру «народной нефти» (или постолигархическую эру) нефтегазовые компании будут работать менее эффективно, ощутят на себе более тяжелое бремя налогов, окажутся под более жестким контролем государства и станут менее прозрачными. Значит, возрастает риск, связанный с их денежными потоками, а потому инвесторы будут вправе требовать более высокого дохода. Однако предприятия отрасли будут несколько менее радушными к инвесторам и станут считать себя ответственными скорее перед государством, чем перед монитарными акционерами.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: