Итоги 2013 года
Сразу скажем, что ряд информагентств Татарстана допустили ошибку — они сообщили о падении основных показателей «Нэфиса», не очистив их предварительно от нетипичных (разовых) операций.
Такой нетипичной операцией оказались строительно-монтажные работы, разово выполненные в 2012 году на общую сумму 2 284,8 млн руб. (с соответствующей себестоимостью в размере 2 277,9 млн руб.). То же самое можно сказать и про 2011 год, в нем также «сидят» нетипичные строительно-монтажные работы (СМР), разово выполненные на общую сумму 1 059,6 млн руб. с такой же себестоимостью.
СМР связаны с работами по вводу в действие в 2012 году мега-объекта — завода ОАО «Нэфис-Биопродукт» и продолжающимися работами по доводке предприятия группы ОАО «Казанский маслоэкстрационный завод».
Поэтому данные за 2011−2012 год получились завышенные (и в выручке, и в себестоимости). Естественно, что при сравнении показателей 2011−2012 года с показателями 2013 года и возникли искажения с негативным оттенком. Однако при экономическом анализе такие нетипичные статьи учитываться не должны.
Итак, выручка за 2013 год осталась почти на том же уровне, что и в успешном 2012 году.
Наиболее положительный результат по итогам года показал новый завод «НЭФИС-БИОПРОДУКТ», выручка от реализованной продукции которого составила более 4 млрд рублей. Построив крупнейшее в Европе производство соусов, компания вывела на рынок масложировую продукцию в инновационной ПЭТ-упаковке. Продажи бутилированного растительного масла почти удвоились и превысили 77 тыс. тонн.
Суммарная выручка группы от реализации готовой продукции увеличилась по сравнению с прошлым годом на 11% и достигла 21,7 млрд руб. без учета НДС. Чистая прибыль составила 219 млн рублей.
Однако в 2013 году произошел резкий рост затрат (на 22,7%). Их рост мы связываем с резким наращиванием расходов связанных с продвижением продукции на выскококонкурентном российском рынке.
В 2013 году группа компаний «Нэфис» стала единственной компанией, представляющей Татарстан, в списке крупнейших рекламодателей России за 2013 год, подготовленном отраслевым интернет-изданием AdIndex и опубликованном в газете «КоммерсантЪ».
Общий рекламный бюджет группы составители рейтинга оценивают в 1,2 млрд рублей. С этим результатом казанский производитель бытовой химии и масложировой продукции занял 45-е место из 50, опередив такие компании, как Hyundai, Walt Disney и Microsoft.
Конечно, такой сильный рост затрат при стабильной выручке и привел к резкому сокращению прибыли от продаж (на 30%). Таким образом, после сверхуспешного 2012 года общество вышло почти на уровень 2011 года.
Заметим, что двухкратное снижение чистой прибыли само по себе не страшно — ну что такое 143 млн руб. (в 2013 году) или 297 млн руб. (в 2012 году) на фоне 10 млрд рублей годовых продаж.
ОАО «Нэфис» — единственный российский производитель бытовой химии, который успешно конкурирует с такими транснациональными компаниями, как «Procter&Gamble», «Неnkel», и входит в тройку основных игроков рынка.
На предприятии выпускается порядка 350 наименований продукции бытовой химии и косметической продукции. Также предприятие выпускает технические кислоты (стеариновая и олеиновые кислоты) и глицерин.
По данным исследовательской компании «AC Nielsen», в 2013 году ОАО «Нэфис Косметикс» сохранило третье место на рынке стиральных порошков (12% российского рынка) и второе место на рынке средств для мытья посуды (27%) после транснациональных корпораций.
Если рассматривать региональную структуру продаж, то нетрудно заметить, что подавляющую (86%) часть продукции компания реализует на территории России.
Показательно, что главные сегменты по реализуемой продукции — это синтетические моющие вещества (47,7%) и жидкие моющие средства (30,4%).
Производство товаров бытовой химии является перспективным направлением на российском рынке. Ежегодный ожидаемый прирост рынка бытовой химии в России по данным Euromonitor составляет 7%, благодаря чему в стоимостном выражении к 2016 году р оссийский рынок станет крупнейшим рынком в Европе.
Уровень потребления товаров бытовой химии в России на сегодняшний день не соответствует аналогичным зарубежным показателям. Так, например, потребление СМС в РФ составляет 5,5 кг на одного человека в год при санитарно-гигиеническом минимуме 6−8 кг/чел. При этом среднестатистическое потребление стирального порошка в Европе составляет 10—14 кг в год, в США — 28 кг. Потребление чистящих средств для поверхностей находится на уровне 1,2 л на человека в год, что ниже чем в Италии (4,7 л) и Франции (3,1 л).
Альберт Бикбов,
руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: