Нынешняя нефтяная неделя оказалась гораздо более благодушной, чем в прошлом году. Тогда всех не оставляло опасение, что чрезмерно высокие цены — это ненадолго, и все предсказывали возможный скорый конец обильных доходов от продажи «черного золота». За год рынок как-то привык к тому, что цены так и продолжают идти вверх, превращая ранее казавшиеся заоблачными уровни цен в обыденность и даже минимумы рынка.
Более спокойным и благосклонным стало и отношение к российским нефтяникам. Выступление главы «Транснефти» Семена Вайнштока слушали с особым интересом. Что в общем-то понятно: гипотетическая российская нефть мало кого интересует. Другое дело, когдa ясно, куда и сколько будет ее поставлено. Вайншток оправдал ожидания. «Транснефть», по его словам, намеренa увеличить в 2005 годy общий объем экспорта с 238 млн. тонн до как минимум 255 млн. тонн, что почти вдвое превышает средний показатель ежегодного роста добычи нефти за последние три года и на 16% будет больше экспорта 2004 годa. «Эта задача должна и будет решена», — заявил президент «Транснефти».
Россия тратит непозволительно мало
Россия не только стала лучше смотреться со стороны западного сообщества, но и имеет шанс поучаствовать в разделе 800 млрд. долларов инвестиций, которые будут потрачены для покрытия потребностей мирового энергетического рынка. Правда, мировой нефтегазовой отрасли из этих денег достанется всего четверть, считает представитель руководства британского филиала Halliburton Майк Боуэр. Поскольку наша страна останется обладателем крупнейших в мире запасов нефти и газа, опережая Саудовскую Аравию, Иран, Катар и Объединенные Арабские Эмираты, она может рассчитывать и на достойную долю в мировых денежных потокax за счет раскрытия своих недр. Однако на инвестиции в себя и собственное же будущее Россия, по его мнению, тратит непозволительно мало и заметно отстает от США и Канады, хотя и опережает Мексику, Бразилию и Индонезию.
Но как бы то ни было Россия в ближайшие три года останется в четверке главных спасателей мировой экономики, покрывающих ее растущие нефтяные аппетиты наряду с Каспийским регионом, Западной Африкой и Анголой, считает член совета директоров ВР Джон Мадзони. И здесь России на руку осторожность ОПЕК, которая, вероятно, пойдет на сокращение производственных квот во втором квартале на 1 млн. баррелей в день, мотивируя это возможным переизбытком нефти. Пока ОПЕК оперирует категориями «возможный», Россия все больше отвоевывает себе долю на рынке.
Нью-Йоркская биржа рвется в Лондон
Oднако главный информационный повод обсуждений в кулуарах и барах был создан вне формата конференции, но был продуманно связан с ее проведением. В первый день конференции президент Нью-Йоркской товарной биржи заявил, что приступает к открытию своей операционной площадки в Лондоне. Нью-Йоркская биржа намерена разрушить монополию Лондона и начать торговать нефтью марки brent, цена которой является референтным показателем для ОПЕК и большинства нефтедобывающих стран мира. Всегда именно Лондонская биржа во многом определяла мировые цены на нефть. А это значит, что благодаря Нью-Йорку на мировом рынке «черного золота» грядет серьезное перераспределение сил и установление совершенно новых порядков. И вовсе не случайно, что в Нью-Йорке в эти дни проходит альтернативная нефтяная конференция. Топ-менеджерам компаний пока пришлось разделиться по площадкам, чтобы не обидеть ни одного из конкурентов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: