Основной удар придется на конец года, когда окажется, что автомобили провели в сервисе более 30 дней за год, пугают эксперты.
Поправки к закону о защите прав потребителей, вступившие в силу в декабре, должны были упростить возврат и обмен дефектных автомобилей. В соответствии с федеральным законом РФ от 25 октября 2007 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей» купленный автомобиль можно вернуть в течение 15 суток после приобретения, если в нем обнаружились недостатки. Кроме того, автомобиль можно будет вернуть или обменять, если в течение года машина находилась в автосервисах суммарно более 30 суток. При этом срок гарантийного ремонта не может превышать 45 суток; если это правило нарушается, автовладелец имеет право получить компенсацию.
Автопроизводители опасались, что после введения этого закона резко увеличится количество возвратов, призналась директор по маркетингу компании Ford в России Ирина Шароватова. В частности, по ее словам, ожидалось, что появится значительное число людей, стремящихся злоупотребить этой нормой. Однако опасения автопроизводителей и дилеров пока не оправдываются. «Люди покупают машину, чтобы на ней ездить, а не для того, чтобы судиться», — говорит она. Сговорчивости покупателям прибавляет и то, что на самую популярную модель Ford — Focus — все еще сохраняются очереди. По словам г-жи Шароватовой, банк заказов в настоящий момент составляет 33,1 тыс. автомобилей (из них 5,6 тыс. — на топовые комплектации, импортируемые из Испании), при том что всего в 2008 году планируется продать 111 тыс. (из них 36,5 тыс. — импорт).
Потенциальным поводом для возврата может быть ситуация, когда автомобиль приходит с другим набором опций, а не с тем, который покупатель заказывал, признает ведущий инженер Ford в России Андрей Рубановский. По словам г-жи Шароватовой, такое случается из-за ошибок при заказе. Однако в таком случае дилер и автопроизводитель стараются договориться по-хорошему: предложить опцию в подарок или сделать скидку, говорит г-н Рубановский.
Между тем автопроизводители настоятельно рекомендовали дилерам не обсуждать вопрос о поправках публично и не комментировать его в прессе, сообщил один из дилеров, торгующих автомобилями сразу нескольких иностранных марок. «Это щекотливый вопрос, и они надеются, что если о нем не говорить, то о нем забудут», — говорит он. По словам собеседника РБК daily, количество обращений с просьбой о возврате выросло на 25% после декабря, однако массового характера это явление не приобрело и пока продавцам автомобилей это ничем не грозит. Но поправки в закон продолжают грозить убытками. «Сейчас еще рано подводить итоги, главное действие начнется, когда в конце года окажется, что автомобили простояли в сервисе более 30 дней», — говорит он.
«Массового характера потребительский экстремизм не приобрел, это в значительной степени обусловлено высоким спросом на автомобили и очередями. Но в будущем, когда рынок стабилизируется, эти поправки могут привести к тому, что люди из-за перегоревшей лампочки будут требовать сменить автомобиль», — говорит глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Дмитрий Гулин. По его словам, РОАД намерена продвигать внесения изменений в закон. «Мы связались с ассоциациями в других странах и нигде таких жестких норм не обнаружили», — сказал он.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: