Недорогие поделки стран Азии, претендующие на статус декоративно-прикладных, постепенно становятся альтернативой татарстанским национальным изделиям. Обустраивая свой быт, человек все чаще предпочитает предметам с ярко выраженным национальным колоритом вещи более унифицированные, обезличенные. Сказать, что это явление связано исключительно с переходом общества в новое качество, когда процессы глобализации превращают весь мир в одну большую деревню, было бы не совсем правильно. Так, в странах Европы, например, далеко опережающих Россию по многим параметрам, проблема национального самосознания людей решается на государственном уровне.
Одним из наиболее важных вопросов этого направления считается вопрос народного художественного промысла. Выделяются большие средства на развитие и поддержку этого вида национального творчества. Такая политика решает, как правило, две задачи: во-первых, навыки и секреты мастерства передаются от умельца к ученикам и традиции сохраняются; а во-вторых, изделия такого рода формируют представление о стране, о ее людях далеко за пределами государства.
Нури Мустафаев, председатель Художественно-экспертного совета РТ по народным художественным промыслам:
— Татарское народное художественное творчество удивительно своеобразно. Во многом это определяется сильным влиянием ислама. Так, запрет на изображение людей и животных породил великолепные растительные орнаменты, настолько самобытные, что их нельзя спутать ни с какими другими. И в то же время наша культура пропитана каким-то светским лоском, который сражает наповал западного человека. Секрет наших изделий из кожи, особенно обуви, где используется так называемый «черевичный шов», на каждой выставке удивляет посетителей. Мягкую и удобную, ее можно свернуть, сжать, смять, чтобы положить в карман, — и ей ничего не будет. За все пять поездок на международные выставки и форумы (Лиссабон, Париж, Мюнхен, Кайн, Дижон) наша обувь была своеобразным «бестселлером».
Благодаря участию на таких выставках республика прошла два самых сложных этапа: нас заметили и оценили. Настала очередь третьего шага — заключение договоров на крупные партии поставок иностранным фирмам. Но, как выяснилось, это не так просто сделать.
Нури Мустафаев:
— То, что мы привозили и показывали, вызвало серьезный интерес не только у любителей красоты и экзотики, но и у экономистов, предпринимателей, политиков, историков. Кроме того, в связи с приближением большого события, тысячелетия Казани, ассортимент изделий очень расширился. Остается совершенно непонятным, почему при таком удачном раскладе прекратилось финансирование по Программе развития художественных промыслов и ремесел, которая была принята на срок до 2006 года. И если вопрос не решится в течение месяца — нам придется отказаться от участия в международных выставках этого года. На настоящий момент мы уже отказались от участия в торговой ассамблее восточных стран в Дубае, куда Россия нас рекомендовала.
Под вопросом участия Татарстана на выставках во Флоренции, в Милане, где ожидаются 2,5 млн. посетителей и 30 тысяч специалистов; во Франции, где будет праздноваться 60-летие высадки американских войск, куда предположительно съедется половина Америки и почти вся Европа; и в Лиссабоне — а ведь в Португалии пройдет чемпионат мира по футболу.
— Если республика не сможет выделить средства, к слову, не такие уж и большие, всего $ 150 тыс., мы можем потерять рынок Европы на долгие и долгие годы, а все усилия, предпринятые нами ранее, пойдут насмарку. Это тем более обидно, что приходится обманывать ожидания заказчиков и покупателей. Качество наших изделий благодаря изумительному мастерству художественной обработки кожи, металла, камня и дерева на очень высоком уровне даже для Европы.
Хочется верить, что похвала, полученная республикой за особое внимание к народному творчеству на всероссийском совещании в Нижнем Новгороде, не была случайной. И уверенные шаги, которые Татарстан делал в этом направлении — принятие Программы развития художественных промыслов и ремесел, создание Художественно-экспертного совета по народным промыслам, создание Палаты ремесленников, — не остановятся.
Пока же изделиями народного художественного промысла остается радовать только самих жителей республики. В национально-культурном центре «Казань» 3 марта стартовала выставка, посвященная тысячелетию города. Может быть, кто-нибудь купит себе эксклюзивную тюбетейку и поедет в ней на чемпионат Мира по футболу — красоваться.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: