Это обусловлено высоким налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и падающим курсом доллара США, что в сочетании с растущими нефтеэкспортными пошлинами затрудняет инвестиции в добычу и переработку нефти.
По словам замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, «с ростом в будущем году ставки НДПИ налоговые изъятия у нефтяных компаний увеличатся до такого предела, который не позволит им осуществлять капиталовложения». Схожее мнение и директора Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России Андрея Клепача. Новый механизм экспортных пошлин будет предложен в законопроекте, обсуждение которого планируется начать до конца этого года. Но упомянутый механизм предписывает ориентироваться только на ставки НДПИ и мировые цены, то есть, по некоторым экспертным оценкам, он (как и действующий механизм определения-корректировки нефтеэкспортных пошлин) едва ли сможет учитывать частые и, подчеркнем, традиционные изменения мировой конъюнктуры не только по нефти, но и по курсам инвалют, точнее — в их платежно-покупательной способности.
Так или иначе, но согласно данным Минэкономразвития и Минпромэнерго России в настоящее время именно экспорт российской нефти в максимальной степени позволяет осуществлять и компенсировать инвестиции в ее добычу. Свыше 40 процентов рентабельных для промышленного освоения запасов «черного золота» фактически уже выведено за баланс добычи, опять-таки из-за дефицита капиталовложений. Как отмечалось на недавних слушаниях в ТПП РФ по проблемам нефтяной промышленности России, если нерентабельность долгосрочных капиталовложений в добычу нефти будет увеличиваться, добыча начнет падать, а внутрироссийский сбыт нефтяного сырья и продуктов его переработки, как и сама эта переработка, станут долгосрочно невыгодными. Проще говоря, Россия рискует пойти по пути многих африканских и латиноамериканских стран, экспортирующих нефть, но импортирующих нефтепродукты, изготовленные из той же нефти.
Очевидны куда более тяжелые последствия такой ситуации в случае долговременного падения мировых цен на нефтяное сырье, что предполагается многими зарубежными прогнозами. Кстати, по уровню цен на мировом рынке российское нефтяное сырье наряду с иракским самое дешевое. Это означает, что максимально подешевеет упомянутая продукция.
По данным Минэкономразвития и Минфина России, государство в настоящее время с помощью НДПИ и экспортных пошлин фактически «экспроприирует» 85−90 процентов доходов, получаемых от превышения 25-долларовой планки мировых нефтяных цен (в расчете за баррель). Напомним, что с декабря 2004 года размер экспортной пошлины достиг 101 доллара за тонну, что, впрочем, связано и с понижением курса доллара по отношению к рублю и многим другим валютам. С февраля эту пошлину намечено снизить до 95, а то и 90 долларов — прежде всего в связи с ростом ставок НДПИ.
Однако, как считают некоторые специалисты Минфина и Минэкономразвития России, для установления экономически обоснованного баланса между нефтеэкспортными пошлинами и ставками НДПИ необходимы достоверные, выверенные расчеты, во-первых, хотя бы краткосрочной динамики «долларового» курса, к которым давно привязаны российские пошлины на вывоз нефти (и нефтепродуктов). А во-вторых, перспективной конъюнктуры по нефти на мировом рынке. Но по крайней мере ликвидация привязки этой пошлины к доллару США пока не предвидится, похоже, потому что доля именно долларовых контрактов на экспорт нефти из РФ ныне почти достигает 75 процентов общего объема ее экспорта из России.
Словом, экономически обоснованный уровень пошлин на вывоз нефти зависит не только от «внутренних» налогов на ее добычу.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: