Основным средством государственного управления нефтедобывающей промышленностью России является система налоговых платежей, которая должна обеспечивать максимальные поступления финансов в бюджет государства. Для достижения этой цели необходимо обеспечить, с одной стороны, как можно более длительный период эксплуатации месторождений, а с другой — максимально возможный уровень добычи нефти. В рамках существующего «плоского» НДПИ, не учитывающего специфику нефтяных месторождений (степень истощенности, геологические характеристики, географическое месторасположение и др. факторы) данную задачу решить сложно. И происходящие в отрасли процессы подтверждают это: коэффициент нефтеизвлечения неуклонно снижается, фонд неработающих скважин растет. По состоянию на начало 2004 года в отрасли не работала каждая четвертая скважина, а в некоторых компаниях, например, «Сибнефти», свыше половины. Объемы добычи нефти при этом растут, превышая проектные, что также обусловлено «либеральным» НДПИ, учитывающим только физические объемы добываемого сырья, но не фактические затраты недропользователя на добычу. Затраты эти объективны и обусловлены степенью истощенности, горно-геологическими, экономико-географическими и иными характеристиками месторождений. Одной из наиболее значимых является степень выработанности месторождения,
Постановлением Государственной думы РФ от 6 июля 2001 года № 1763-III ГД «О проекте федерального закона № 86 727−3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (о дополнении части второй кодекса главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») Правительству РФ было поручено «рассмотреть и внести в Государственную думу проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ в части регулирования уплаты налога на добычу нефти из скважин, выработавших 80 процентов и более своего ресурса. До настоящего времени указанное поручение правительством Российской Федерации не выполнено. | ||
Если бы не реформа…
Проблемы, связанные с разработкой выработанных месторождений в равных налоговых условиях с «плоской» ставкой НДПИ, неоднократно поднимались в обращениях к руководству страны правительством РТ, руководителями других субъектов РФ, нашей компании. Материалов по данной проблеме настолько много, что весной 2003 года «Татнефть» подготовила сборник документов по проблеме дифференциации НДПИ. В конце концов удалось убедить ключевые министерства и правительство страны, что проблема неравных конкурентных условий при единой налоговой ставке существует, и без внесения изменений в налогообложение отрасль столкнется с серьезными проблемами в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Это прирост добычи нефти в стране, восполнение запасов, демонополизация отрасли, цены реализации нефтепродуктов и многие другие.
Осенью 2003 года по поручению президента В.В.Путина МЭРТ РФ сформировало рабочую группу по дифференциации НДПИ, в которую вошли, кроме специалистов министерства, представители компаний «Башнефть», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», ТНК ВР и АссоНефть. Рабочая группа МЭРТ РФ около трех месяцев работала над выработкой критериев дифференциации НДПИ. Заседания и обсуждения еженедельно проводились в стенах представительства ОАО «Татнефть» в Москве, под председательством представителя нашей компании, а департамент нормативно-правовой деятельности решал все организационные вопросы, проводил необходимые расчеты, вел протоколы и пр. В результате к февралю текущего года были определены критерии дифференциации и их значимость,
Необходимо упомянуть, что еще на первом заседании рабочей группы Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф отметил, что критерии дифференциации ставок НДПИ должны отвечать требованиям администрирования и антикоррупционности. В разработанной концепции дифференциации было предложено учитывать только стадию разработки и географический фактор (имеются в виду коэффициенты к заработанной плате). Данный механизм дифференциации ставок НДПИ был разработан на основе анализа экономической и геологической информации по 1400 лицензионным участкам с 70\% долей от общероссийской добычи. Результат в целом был одобрен участниками рабочей группы и руководством МЭРТ РФ. Будь тогда принята эта концепция, «Татнефть» ежегодно могла бы сэкономить до 3 млрд рублей. К сожалению, начавшаяся весной 2004 года административная реформа не позволила завершить начатую работу и внести предложения по дифференциации ставки НДПИ на согласование в министерства, а затем в правительство РФ для принятия.
Весной 2003 года по инициативе ОАО «Татнефть» через депутатов Государственной думы РФ в качестве законодательной инициативы была внесена на рассмотрение Государственной думы РФ поправка в главу 26 Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» касающаяся применения коэффициента 0,7 к ставке НДПИ по месторождениям со степенью выработанности 80 процентов и более. К сожалению, для принятия данной поправки не хватило 29 голосов. | ||
При поддержке президента Татарстана
Только летом 2004 года, когда была окончательно сформирована структура нового правительства России, удалось вернуться к данной проблеме. По инициативе нашей компании Президент РТ Минтимер Шаймиев обратился к председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову с письмом, в котором обобщил основные проблемы отрасли, связанные с несовершенством налогообложения при разработке «зрелых» месторождений и единой ставкой налога на добычу полезных ископаемых. В письме предлагалось для выработки решения по проблеме дифференциации НДПИ создать межведомственную рабочую группу, в которую вошли бы представители всех заинтересованных министерств. Схожее мнение по данному вопросу высказали и участники Конгресса нефтегазопромышленников РФ, состоявшегося в сентябре в Казани. Предложение президента РТ было поддержано и в октябре текущего года создана межведомственная рабочая группа по проблеме совершенствования налогообложения в области нефтедобычи, которую возглавил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ М.А. Моторин. Важно подчеркнуть, что до тех пор именно Минфин являлся основным оппонентом сторонников дифференциации, а теперь практически возглавил работу по ее поддержке! В группу также вошли специалисты целого ряда министерств и ведомств, в том числе и Федерального агентства по энергетике (Росэнерго).
Но еще в августе 2004 г. при Координационном совете ТЭК Росэнерго была создана рабочая группа по проблеме совершенствования законодательства в области налогообложения нефтедобычи, в которой участвовал и представитель «Татнефти». Приоритетной задачей группы определена разработка концепции дифференциации ставок НДПИ. Состоялось восемь заседаний, и к настоящему времени разработано и утверждено техническое задание на разработку концепции дифференциации ставок НДПИ, определена стоимость данной работы и порядок ее финансирования. Исполнителем, по предложению нашей компании, единогласно избран Топливно-энергетический независимый институт, который положительно зарекомендовал себя при разработке концепции дифференциации НДПИ в рабочей группе МЭРТ РФ.
Итоги деятельности рабочей группы Росэнерго были обсуждены 4 ноября 2004 г. на заседании межведомственной рабочей группы. Подготовленное группой техническое задание на разработку экономически обоснованного порядка дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти одобрено с незначительными изменениями. Иными словами — был принципиально определен путь к переходу на дифференциацию НДПИ, что уже является огромным шагом вперед в решении этого вопроса.
В соответствии с утвержденным техническим заданием, предложения по определению ставок действующего механизма расчета НДПИ, поправки и дополнения, которые необходимо внести в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные и нормативные акты, будут представлены исполнителем
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: