Новости
11 Декабря 2009, 15:34

На страже качества

Обеспечение соблюдения требований безопасности и качественное ведение строительных работ являются одними из первостепенных задач отрасли. О работе Приволжского управления Ростехнадзора мы беседуем с руководителем ведомства Борисом Петровым.

Борис Германович, какие объекты строительства контролирует Приволжское управление Ростехнадзора?

— Перечень объектов, которые подлежат федеральному надзору, определен абсолютно жестко. В первую очередь, это производственные объекты химической промышленности, занимающиеся переработкой и хранением вредных веществ. Помимо этого наше ведомство проводит проверки магистрального трубопроводного транспорта, линий электропередач и линий связи — одним словом, объектов жизнеобеспечения. Также в зоне нашего внимания находятся трассы федерального значения и сооружения из разряда уникальных. Например, те, что имеют пролеты более 100 м, высоту более 100 м.

На сегодняшний день в Татарстане насчитывается порядка 260 таких объектов. Пожалуй, это один из самых высоких показателей по стране. Мы входим в пятерку Управлений по количеству поднадзорных объектов, что обусловлено и спецификой нашей республики, так как большую часть из них составляют объекты обустройства нефтяных месторождений. А к наиболее сложным можно отнести объекты химической промышленности — Комплекс ННПЗ «ТАНЕКО», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», где ведется не только строительство, но и реконструкция существующих комплексов.

Изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ, лицензирование строительной деятельности заменяется системой саморегулирования. Лицензии на осуществление строительной деятельности перестали выдаваться в России с 1 января 2009 года. С 1 января 2010 года строительные организации смогут работать только при допуске СРО на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ. В связи с этим возникает вопрос: какие функции в плане государственного контроля возложены на Ростехнадзор?

— Как известно, на сегодняшний день в Татарстане уже есть СРО, зарегистрированная Ростехнадзором. В ее состав входит около 130 предприятий. Но в плане организации работы СРО остается еще много нерешенных вопросов. Действующее законодательство прописывает далеко не все критерии, которые должны учитываться в связи с деятельностью СРО. Еще недостаточно отработаны критерии участия в саморегулируемых организациях. Например, формально прописано, что предприятие занимается монтажом трубопроводных сетей, тогда как недопустимо не различать специфику работ на магистральных трубопроводах, водопроводных сетях, нефтепроводах и не учитывать особенности труб из различных материалов. Сегодня строительные лицензии уже не выдаются, но регистрация строительных организаций продолжается управлением в рамках Закона о промышленной безопасности, требующего, чтобы специалисты, участвующие в работах, имели соответствующую квалификацию. Они проходят очень строгий отбор в процессе обучения и аттестации.

Компании, которые заняты в данной сфере, все это прекрасно понимают, и у них никогда не возникало вопроса в выборе между непонятными организациями со стороны или теми, кто зарегистрирован в органах Ростехнадзора. Мы уже встречались с руководителями СРО и общались на эту тему. Прежде всего, это меры безопасности. Если сегодня будут допускаться неквалифицированные рабочие, предположим, на сварку магистрального трубопровода, то какой результат будет получен? О каком качестве будет идти речь? Именно поэтому вопрос стоит довольно остро, и нас беспокоит, каким образом новая система будет реализовываться на опасных объектах. Пока большинство заказчиков старается придерживаться тех правил, которые существовали,— то есть они требуют от организаций, ведущих строительные работы повышенной опасности, регистрацию в наших органах.

На наш взгляд, СРО с точки зрения строительства, монтажа и эксплуатации должна быть единым образованием, но критерии и требования к членам СРО с точки зрения работ на опасных производственных объектах должны быть четкие, ясные и конкретные. Требования к членам СРО не должны носить общий характер.

Пока, к сожалению, нет действующей методики проверки организаций, входящих в СРО, сегодня такая методика только готовится, она начнет применяться с будущего года. Сложившаяся ситуация позволяет выразить серьезные сомнения в готовности организаций себя контролировать.

По сути, СРО должны иметь свои контрольные службы. Но пока нам ничего неизвестно о том, будут ли создаваться такие службы в составе СРО. Если идея будет воплощена в жизнь, то это поможет сохранять качество работ на должном уровне. Но, в то же время, есть опасения, что начинание превратится в профанацию, как это случилось с производственным контролем на предприятиях. Несмотря на то, что он существует и якобы действует, инспекторы выявляют такие нарушения, которые остаются без внимания внутреннего контроля. За небольшим исключением данный вид контроля остается неэффективным.

В Татарстане масштабно развернуто промышленное строительство. Только комплекс ННПЗ «ТАНЕКО» включает в себя 28 отдельных объектов. Какими полномочиями обладает Приволжское управление Ростехнадзора в вопросах строительства нефтехимического комплекса и подобных объектов?

— Мы обладаем всеми полномочиями в сфере строительного надзора. Можно сказать, что наши полномочия даже несколько шире, потому что мы осуществляем не только строительный надзор, но и преднадзор при вводе химических объектов в эксплуатацию. Наши специалисты выступают в роли инспекторов по промышленной и энергетической безопасности. Таким образом, мы комплексно подходим к этим вопросам. В нашу компетенцию входят контроль качества, контроль соблюдения техрегламентов, проектных требований, требований по вводу в эксплуатацию, технические испытания, пусконаладка. Мы ведем эти работы, в том числе и на комплексе «ТАНЕКО», а также на объектах «Оргсинтеза» и других предприятиях, где идет реконструкция и техническое перевооружение.

Надзор за строительством трассы федерального значения М-7 у Ростехнадзора налажен в Чувашии и Татарстане. С какими проблемами сталкиваются строители и надзорный орган?

— На сегодня из федеральных дорог основным нашим объектом является трасса М-7, где ведется реконструкция ряда участков. В данном случае надзор заключается в обеспечении соответствия объекта техническому проекту, прошедшему экспертизу. По Татарстану в нашем ведении находится гораздо больше участков, чем в Чувашии. Пока ни один из них официально не введен в эксплуатацию, потому что со стороны нашего ведомства остается ряд еще не решенных вопросов, которые касаются качества строительства, используемых материалов, их соответствия проектным решениям.

В ходе наших проверок к работе привлекаются и лаборатории дорожных ведомств, мы смотрим, как осуществляется контроль с их стороны, так как Ростехнадзор не собирается подменять существующий производственный контроль. Наша задача состоит в том, чтобы этот контроль был эффективным и качественным, потому что мы не ставим задачу поставить инспектора на каждом участке дороги, на каждый кубометр бетона, который будет укладываться — все это должны делать сами строители. Нередки случаи, когда сертификат выдается на одни материалы, а по факту используются совсем другие. И тогда только лаборатория может дать окончательный результат. Там, где у нас есть сомнения или отсутствуют документы, подтверждающие качество материалов, мы привлекаем для представления заключения организации, имеющие и строительную лицензию, и лицензию Ростехнадзора, они проводят обследование построенного объекта и дают заключение на соответствие проекту.

Надо прямо сказать, что проблемой является и ведение рабочей документации. Очень многие подрядчики нарушают этот порядок, и далеко не всегда, придя на объект, можно увидеть журнал производственных работ, или, в лучшем случае, записи в нем начинают делать уже в присутствии инспектора. При этом в журнале могут быть пробелы в недели, а то и месяцы. Если мы не знаем, как шел, к примеру, процесс бетонирования того или иного узла, нам приходится назначать обследование, что влечет за собой дополнительные затраты для подрядчика.

Что Вы можете сказать о ходе строительства казанского метро?

— Ситуация по строительству метрополитена достаточно сильно изменилась. Если вспомнить, как работы велись пять лет назад, когда на этом объекте мы еще не осуществляли строительный надзор, то вопросов с точки зрения качества их проведения и отступлений от проекта было намного больше. Возможно, это связано с тем, что строители не были готовы вести работы в том авральном режиме, в котором начиналась стройка метро, в том числе и в сложных геологических условиях. Решения приходилось принимать постоянно, в том числе и сверх тех проектных данных, которые были заявлены изначально. Имели место и многочисленные прорывы, и протечки. Надо было укреплять фундаменты зданий, под которыми проходила линия метрополитена, а это не всегда делалось вовремя. Поэтому работы было достаточно много. На сегодняшний день, даже по сравнению с прошлым годом, строительство ведется намного лучше и качественнее. Наши метростроевцы получили ценный опыт работы на таком сложном объекте.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: