Сегодня в Татарстане услуги пассажирских перевозок оказывают свыше десяти авиакомпаний. Cамые популярные из них: «Татарстан», «Казанское авиапредприятие», «Тулпар», «Бугульминская авиакомпания», «КАПО-авиа», «Люфтганза», «ЮТэйр», «S7» (Сибирь), «Трансаэро». По мнению представителей авиакомпаний, значительного изменения цен на авиаперевозки не ожидается: сказалось снижение стоимости авиатоплива.
По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, в октябре, ноябре и декабре 2008 года почти в два раза по сравнению с 2007 годом снизилось количество перевезенных пассажиров. К январю ситуация стабилизировалась. Так, по показателям авиакомпании «Татарстан», «Казанского авиапредприятия» и «Бугульминской авиакомпании» общее число перевезенных ими пассажиров в октябре 2007 г. составило чуть более 109 тыс. человек, а в октябре 2008 г. — чуть более 50 тысяч. В январе 2008 года был перевезено около 40 тыс. человек, а в 2009 году — чуть более 31 тысячи. К сожалению, татарстанские авиакомпании не вошли в список предприятий, которым будет оказана господдержка, поэтому выживать придется собственными силами. Пока значительного повышения цен на авиаперевозки не предвидится, но при этом в антикризисных целях увеличится стоимость услуг аэропорта.
Как нам сообщили в компании AVT, занимающейся продажей авиабилетов в Республике Татарстан, стоимость билета эконом-класса в направлении Казань-Москва колеблется от 3 до 15 тыс. рублей. Причем, некоторые авиаперевозчики не располагают дешевыми билетами. Бизнес-классом до Москвы можно добраться за 15−35 тыс. рублей в один конец. Повышение стоимости билетов произошло за последнее время на международных рейсах, в связи с повышением курса валюты. На внутренних направлениях изменений цен не отмечается.
Шамиль Агдеев, директор по внешним связям АК «Татарстан»:
— Сегодня на долю нашей компании приходится 51 процент от общего объема пассажирского потока по Татарстану. В 2008 году нашими услугами воспользовались 383 тыс. человек. Кризис, безусловно, сказался на деятельности компании. Как и всем остальным нам приходится сокращать расходы, оптимизировать производственный процесс, использовать иные меры для должной реакции на сложившуюся ситуацию. Однако за последние месяцы произошли и хорошие события: мы заняли второе место в конкурсе на самую точную компанию, были введены новые услуги, среди них электронный билет и многое другое.
Сегодня инженерные службы занимаются техническим обслуживанием самолетов других компаний, нашими экипажами выполняются чартерные и регулярные рейсы из других аэропортов. Эти меры позволяют сохранить рабочие места как летного, так и наземного состава.
На сегодняшний день наши цены на авиаперелеты вполне сопоставимы с ценами других компаний. При этом снижение цен на билеты не повлекло за собой снижение уровня сервиса и качества обслуживания. Сокращать маршрутную сеть компания не планирует. Что касается открытия новых направлений, то здесь мы близки к заключению новых соглашений с некоторыми аэропортами, куда планируем открыть регулярное сообщение. Но об этом мы сообщим татарстанцам, как только завершим процесс.
Сейчас трудно давать какие-либо уверенные прогнозы. Ситуация меняется, и задачей любого авиаперевозчика является своевременная правильная реакция на это. В результате победит тот, кто примет больше правильных решений.
Магомед Закаржаев, генеральный директор Казанского авиапредприятия:
— Да, к сожалению, малые предприятия не могут рассчитывать на господдержку. Однако в деятельности нашей компании кардинальных изменений не произошло. Вся начатая в прошлом году работа осталась за нами и в этом. Выручают годовые контракты. В прошлом году мы открыли несколько регулярных направлений: Уфа-Екатеринбург, Казань-Самара-Пермь. Но последний рейс (Казань-Самара-Пермь) пришлось на время приостановить — снизился поток пассажиров. Связано ли это с кризисом, точно сказать сложно. Открыть новые направления без господдержки нам не удастся.
В IV квартале прошлого года мы планировали ввести в эксплуатацию самолеты ИЛ-86. При нынешних ценах на топливо они оказались бы вполне конкурентоспособными. Однако министр транспорта РФ нам отказал в сертификации без каких-либо комментариев. Политика российских госорганов сдерживает открытие новых авиакомпаний, расширение имеющихся и допуск компаний на международные линии. Тем не менее, мы намерены идти до конца и добиться разрешения на эксплуатацию этих самолетов.
Чтобы сделать какие-либо прогнозы, необходимо дождаться итогов I квартала. Скорее всего, снижение показателей по сравнению с АППГ 2007 года будет очевидным. Но с середины года мы надеемся, что ситуация стабилизируется. Цены у нас изменяться не будут ни в сторону увеличения, ни уменьшения. На их стабилизацию повлияло снижение стоимости топлива. Тем более, что снижение пассажирского потока увеличение цен сделало нецелесообразным.
То, как авиаперевозчики переживут сложившуюся ситуацию, зависит напрямую и от смежных отраслей. Если не будет повышаться стоимость ремонта авиапарка, запчастей, возможно, мы пройдем кризис с минимальными потерями.
С хорошими показателями вошла в 2009 год авиакомпания S7 Airlines («Сибирь»), крупнейший российский авиаперевозчик по числу перевезенных пассажиров на внутренних авиалиниях. В прошлом году ее услугами воспользовалось 5 892 548 пассажиров, что на 3,4\% больше по сравнению с 2007 годом. «В плюсе» оказались и показатели по внутрироссийским и зарубежным рейсам. Что касается нашей республики, здесь компания на рынке занимает второе место после АК «Татарстан». За минувший год компания перевезла 114 500 пассажиров.
Светлана Бринза, PR-менеджер компании «Люфтганза»:
— Несмотря на сложную экономическую обстановку на рынке, положение в нашей авиакомпании остается стабильным. В настоящее время мы выполняем четыре рейса в неделю из Казани во Франкфурт, обеспечивая удобные стыковки по 194 направлениям 79 стран мира. Вместе с авиакомпаниями-партнерами по Star Alliance Lufthansa предлагает пассажирам в Татарстане 912 направлений в 159 странах мира.
Для сохранения рабочих мест и сотрудников компании, мы ввели мораторий на прием новых сотрудников, в некоторых подразделениях концерна Lufthansa укоротили рабочее время (например, в грузовом подразделении Lufthansa Cargo). Также авиакомпания Lufthansa уменьшает административные расходы, сокращает количество командировок, дополнительное обучение персонала и прочее.
16 декабря 2008 года авиакомпания Lufthansa уменьшила топливный сбор на своих рейсах. На рейсах внутри Германии и в Европе топливный сбор снижен на 3 евро и составляет 21 евро за один полетный сегмент. Для дальнемагистральных рейсов снижение составило 10 евро, таким образом, топливный сбор равен 82 евро. Мы постоянно следим за изменением стоимости цен на авиационное топливо и нефть и корректируем топливный сбор в зависимости от тенденций.
Мы позитивно смотрим в будущее. Однако в целом климат достаточно сложный, так что сокращение расходов — мера необходимая, чтобы выдержать кризис.
Кризис не сможет помешать планам российской компании «Трансаэро», которая планирует запустить в конце марта новый регулярный рейс «Москва-Казань-Москва». Тем более, что компания получила государственную поддержку. На первоначальном этапе рейсы UN 149/150 будут выполняться пять раз в неделю, кроме субботы и воскресенья. Плюс ко всему, компания решила почти вдвое снизить тарифы бизнес-класса на полеты в города Западной Европы и отменила по этому направлению топливные сборы.
Авиакомпания «Трансаэро» отмечает, что на ее маршрутах туристических перевозок наблюдается стабилизация и даже рост пассажирского потока, в том числе и по популярным дальним направлениям. В период традиционного сезонного спада турпотока после новогодних праздников, который сочетался с общей экономической и финансовой ситуацией, вызванной мировым кризисом, компания старалась по мере возможности удовлетворять просьбы своих партнеров-туроператоров о корректировке отдельных полетных программ. Как считают в компании, ситуация в туристических направлениях будет стабилизироваться и дальше.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: