Новости
13 Марта 2009, 10:05

На кризис денег не жалко

Ни одна страна в мире не тратит столько на борьбу с кризисом, сколько Россия, выделившая на эти цели уже 12% ВВП, доказывал шахтерам премьер Владимир Путин. Экономисты готовы с этим поспорить. Но главное — не количество выделяемых средств, а эффективность их использования. С этим, по словам экспертов, пока есть проблемы.

Россия потратит на борьбу с кризисом больше остальных стран, заявил 12 марта премьер-министр Владимир Путин на встрече с шахтерами в Новокузнецке. «У нас меры правительства тянут на 4,5% ВВП, а если мы посчитаем и присовокупим сюда еще и усилия ЦБ, который занимается ликвидностью банковской системы, то в целом у нас антикризисный пакет потянет на 12% ВВП», — сказал глава правительства. Путин особо подчеркнул, что «ни одна страна мира этого не делает». «Из развитых экономик больше всего в антикризисные мероприятия вкладывает Япония — примерно 2% ВВП», — сказал премьер.

По словам премьер-министра, приоритетом для правительства остаются исполнение социальных обязательств и содействие росту внутреннего спроса. «Мы не только не сокращаем социальные программы, а наоборот, увеличиваем. Что касается содействия отраслям экономики, то здесь мы ничего особенного не придумали», — добавил Путин. Премьер напомнил, что ранее правительство сократило налог на прибыль, налоги на малый бизнес, повысило амортизационные отчисления и импортные пошлины на многие товары, которые производятся в России.

По предварительной оценке Росстата, объем ВВП в прошлом году составил 41,54 трлн. рублей. Это означает, что антикризисный пакет «весит» почти 5 трлн. рублей. Однако подсчеты Путина несколько расходятся с данными экономистов.

О том, что Россия выделила 6 трлн. рублей на борьбу с финансовым кризисом (13,9% ВВП), говорилось еще в ноябрьском исследовании «Россия и мир против финансового кризиса», подготовленном департаментом стратегического анализа компании ФБК. «Не совсем понятно, как в правительстве подсчитали такой объем. Они заявили, что такая цифра вышла за счет вливания ликвидности, но мы, делая точно такую же калькуляцию, получали 17% ВВП. Наверное, важно, когда подсчитывали», — предполагает главный экономист инвестбанка ING Bank Russia Татьяна Орлова.

Несмотря на значительные цифры, Россия — не единственная страна с таким «тяжелым» антикризисным пакетом, в один голос говорят эксперты. «Мы действительно среди лидеров по объему поддержки финансовому и нефинансовому секторам в мире. Но нельзя говорить о том, что мы впереди планеты всей», — убежден главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. В том же исследовании ФБК отмечается, что в Японии на борьбу с кризисом выделили $ 576 млрд., в Китае — $ 570 млрд. Исходя из данных МВФ об объеме ВВП, получаются антикризисные пакеты на уровне 11,83% ВВП в Японии и 14% ВВП в Китае. В США объем выделяемых средств достиг $ 3,539 трлн., что составляет почти 25% ВВП.

«В Америке только в 2008 году из 700-миллиардногоплана Полсона“ использовали $ 350 млрд., то есть уже более 2% ВВП, объем которого составляет $ 14 трлн. А еще был план Буша на $ 150 млрд., а еще ФРС выдала кучу стабилизационных кредитов и различных видов поддержки компаниями и банкам», — перечислят Надоршин. Например, крупнейший американский страховщик AIG получил поддержку в размере более $ 100 млрд. «Сопоставимые с российским уровнем затрат есть антикризисные меры в некоторых странах Латинской Америки, они достигают примерно 10% ВВП. Бюджетная составляющая в развитых странах иногда достигает уровней 4−5% ВВП», — добавляет соруководитель аналитического департамента, главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

Но самым важным является даже не объем помощи, а то, насколько эффективно используются выделяемые средства. И здесь действия правительства вызывают вопросы у экономистов. Особенностью российских антикризисных мер стала их направленность на финансовый сектор, в чем неоднократно упрекали власть. Тогда как западные правительства в равной степени уделяли внимание увеличению ликвидности в банковском секторе, снижению налоговой нагрузки, стимулированию потребительской активности и предоставлению госгарантий. И даже несмотря на то, что Россия уделяет чрезмерное внимание финансовому сектору, многие его проблемы остались нерешенными.

«Сейчас наиболее тяжелая ситуация в банковском секторе. После первой волны кризиса, пришедшей с мировых рынков, будет вторая с внутреннего рынка в виде неплатежей по выданным кредитам, которая будет добивать банковский сектор», — предупреждает Надоршин. В этих условиях правительству следует предпринимать адекватные меры по защите прав кредиторов и очистке балансов банков от «плохих»
активов, советует профессор Российской экономической школы Константин Сонин. «Если балансы банков не будут расчищены, то вбрасывание ликвидности приведет только к появлению новыхплохих“ кредитов», — объясняет эксперт.

По словам Сонина, если это произойдет, то Россия может повторить печальный опыт Японии, где подобные действия привели к появлению фирм-зомби, которые сами постоянно несли потери и создавали проблемы для других компаний в своих отраслях. «Банки нужно не только наливать средствами, но и наблюдать за их распределением, установить жесткий контроль за работой в банке, заниматься консолидацией в банковском секторе. Таких конструктивных действий я пока не вижу», — печально констатирует научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин.

Правительству также следует больше внимания уделять реальному сектору. При этом адресная помощь предприятий грозит убить конкуренцию, предостерегают экономисты. «Рынку лучше судить, чем государству, кому выжить, а кому нет. В наших отраслях было перепроизводство, и некоторые предприятия все-таки должны будут уйти ввиду неконкурентоспособности. А правительство может исказить процесс естественного отбора в тех отраслях, где новые условия оправдали сокращение производства в силу отсутствия спроса, который нескоро восстановится», — отмечает Орлова.

«За счет поддержки конкретных предприятий нельзя решить проблемы отрасли или экономики в целом. Стимулирование спроса при сохранении конкуренции между компаниями — это весьма перспективная вещь. По крайней мере, это поможет смягчить падение. Все меры — это как парашют, который поможет нам мягче приземлиться. Когда падают камнем вниз, обычно разбиваются», — резюмирует Надоршин.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: