Вчера стало известно, что министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев наконец-то утвердил новую классификацию запасов и ресурсов нефти и газа. Событие немаловажное — уже четвертый год в России действует так называемая временная классификация. Министерство утверждает, что новый документ адаптирован к международной классификации ООН и, в отличие от предыдущей, четко определяет категории запасов и вводит экономические параметры. В дальнейшем чиновники собираются разработать подобные классификации всех видов полезных ископаемых. Однако эксперты уже сейчас сомневаются, что первый документ окажется удачным. По их мнению, он содержит целый ряд сомнительных «ноу-хау» и не в той степени, как хотелось бы, приближен к мировым стандартам.
В настоящее время в мире используется более 150 классификаций запасов и ресурсов энергетического сырья, построенных по разным принципам и по-разному толкующих одни и те же термины. Поэтому Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) предложила разработать международную рамочную классификацию ООН для запасов и ресурсов месторождений твердых горючих полезных ископаемых, урана и углеводородного сырья. Классификация ООН строится по трехмерной сетке, осями которой являются геологическая изученность, экономическая эффективность и стадия, на которой находится технико-экономический проект по освоению ресурсов. В России до 2001 г. действовала классификация запасов месторождений, утвержденная постановлением Совмина СССР в 1983 г. В 2001 г. приказом МПР России была утверждена временная классификация полезных ископаемых с делением их на категории, А (детально разведанные запасы), В (предварительно разведанные запасы), С1 (запасы разведанных месторождений сложного геологического строения и слабо разведанные запасы) и С2 (перспективные запасы). В 2002 г. правительство РФ дало МПР поручение разработать новую классификацию запасов перспективных и прогнозных ресурсов углеводородного сырья, основанную на международных стандартах. Перейти на новую классификацию МПР рассчитывало еще в прошлом году, однако процесс ее создания несколько затянулся.
Как стало известно вчера, министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев подписал приказ «Об утверждении классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов». Согласно сообщению пресс-службы МПР, данная классификация будет введена в действие с 1 января 2009 г. и установит единые для России принципы группирования запасов и ресурсов нефти и горючих газов. В новой классификации можно выделить три принципиальных момента. «Во-первых, документ четко определяет категории запасов и вводит экономические параметры, которых нет в действующей классификации. По степени экономической эффективности запасы делятся на промышленно значимые и непромышленные, вовлечение последних в разработку нецелесообразно или невозможно. Промышленно значимые запасы в свою очередь делятся на нормально рентабельные, вовлечение в разработку которых экономически эффективно в условиях конкурентного рынка, и условно рентабельные, которые могут стать рентабельными при изменении экономической и технологической конъюнктуры», — сказал RBC daily пресс-секретарь Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Евгений Снегирев. Во-вторых, более четко определены категории запасов: месторождения нефти и горючих газов также подразделяются по принципам фазового состояния, величине извлекаемых запасов и сложности геологического строения. Кроме того, утвержденный министром документ адаптирован к международной классификации ООН и гармонизирован с классификациями, используемыми западными нефтяными компаниями. «В результате в будущем при участии в конкурсах западным инвесторам будет проще оценить перспективы месторождения», — отметил представитель МПР.
Почему МПР решилось на столь радикальные перемены, понять несложно. «Нормального нормативного документа по классификации запасов до сих пор нет, — сказал RBC daily заместитель генерального директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов. — Государственный комитет по запасам работает по советской классификации с минимальными изменениями. Основным в ней является технологический критерий — четко написано, какие должны быть степени геологической изученности запасов, а экономические критерии прописаны крайне схематично». Помимо этого, российская классификация совершенно несопоставима с более консервативными стандартами, принятыми на Западе. В западной практике принято деление запасов на доказанные, вероятные и прогнозные с учетом экономической целесообразности их добычи, то есть модель оценки двухмерна и зависит от текущих мировых цен на нефть.
Как выяснилось, министерство не намерено останавливаться на достигнутом. «Постепенно в соответствие с международными стандартами будут приведены классификации всех видов полезных ископаемых», — пояснил корреспонденту газеты Евгений Снегирев. Однако эксперты уже сейчас сомневаются, что хотя бы первая классификация даст желаемый результат. «В утвержденном документе есть некоторые весьма сомнительные „ноу-хау“. Например, использование отрицательного дисконта для определения категории условно-рентабельных запасов. Такими запасами называются те, которые обеспечивают внутреннюю норму рентабельности более минус 10\%, — говорит Сергей Ежов. — Возможно, после доработки данный проект станет более адекватным. Хотя если было решено менять действующую классификацию, то надо было принимать вариант, в максимальной степени приближенный к мировой практике».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: