Борьба с социальным мошенничеством особенно актуальна в преддверии дня Победы, заявил замначальника управления уголовного розыска МВД по РТ Юрий Самойлов:
«Хотелось бы обратить на это внимание. Под предлогом выплат различных субсидий, продуктовых наборов ветеранов посещают якобы соцработники. Захотят в квартиру, выясняют, где лежат деньги и награды, и крадут.»
Он заметил, что пока таких случаев в этом году не было, но, как правило, мошенники активизируются перед большими событиями: ветераны ожидают праздников и доверяют различным службам. Чаще всего мошенники представляются работниками соцслужб, работниками ЖКХ, служащими банков, которые рассказывают о якобы предстоящих денежных реформах. До сих пор встречаются случаи, когда аферисты предлагают «снять порчу» и играют роль помощников участковых врачей.
«Порой доходит до смешного. Но не было бы так смешно, если бы не было так печально. Люди расстаются со своими последними средствами. Как только мы снижаем интенсивность профилактической работы, время проходит — люди забывают.
Дети, внуки своим родителям, бабушкам, дедушкам не подсказывают… Поэтому учащаются случаи, когда они начинают бросаться на выручку всем подряд, — и своим родственникам, «попавшим в ДТП», и обменивают купюры, покупают дорогую технику, фильтры воды — идут на уловки мошенников", — сказал Самойлов.
Впрочем, фактов социального мошенничества при личном контакте становится меньше — в этом году зарегистрировано всего 5 подобных случаев. В относительном выражении — это минус 75% к показателям прошлого года. «Удалось сбить волну», констатировал замначальника УРР. Четыре из пяти случаев происходят в в Казани, по 7−8% — в Набережных Челнах и Нижнекамске, ещё 5% — в Бугульме. По итогам прошлого года из 102 случаев (2013 год — 182) социального мошенничества при личном контакте было расследовано 27 дел (62).
Несмотря на то, что схемы аферистов практически не меняются, в последнее время участились случаи мошенничеств под предлогом займа денег. К пожилому человеку на улице подходят неизвестные, представляют бизнесменами, у которых на таможне арестован груз и нужно заплатить налог. Жертве оставляют «крупный залог» — сверток валюты. «Но это не деньги, а кукла», — пояснил полковник полиции.
Также преступники могут представляться беженцами с с Украины, которым нужна наличность под залог «дорогих» украшений. В подобных случаях нужно не стесняться и привлекать наибольшее количество человек, пытаться перехватить инициативу и не сообщать реквизитов банковских карт, рассказал начальник отдела УРР Тимур Шакирзянов.
Он напомнил, что также к социальным мошенничества относится и аферы через телефон и интернет, которых в разы больше. Так, в 2014 году из 804 случаев мошенничества в 703 использовались мобильные, пострадал 691 человек, а сумма причиненного ущерба оценивается более чем в 20 млн рублей. При этом 70% звонков совершаются из колоний — Самарской, Курганской областей и Татарстана. «Наука идет вперед — мошенники не отстают», — поясняют сыщики, упомянув, что идёт рост количества так называемых кибермошенничеств — смс-мошенничества, звонки о ДТП, объявления на интернет-порталах и пр.
VKA
1. Защищайте себя от обмана — будьте внимательны, узнавайте больше о существующих мошеннических схемах! Бдительно относитесь к предупреждениям от операторов сотовой связи, правоохранительных органов и средств массовой информации о схемах обмана.
2. Убеждайтесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, радиостанции, оператора сотовой связи, Вашими родственниками, знакомыми или прочими лицами. Перезванивайте родственникам и знакомым — лучше прослыть излишне подозрительным, чем быть обманутым.
3. Не торопитесь предпринимать действия по инструкциям неизвестных людей, полученных посредством телефонного звонка, СМС или ММС, якобы, от сотрудников банка, в особенности, если они требуют произвести манипуляции с банковской картой. Не говорите незнакомцам свои ФИО, реквизиты паспорта и другие личные данные. Не оправляйте пустые СМС, либо с набором цифр
, которые Вам продиктовали, это может быть служебная команда интернет банка на перевод денежных средств с Вашей карты. Прежде чем совершать требуемые действия — перезвоните на номер, указанный на обратной стороне пластиковой карточки. Еще одно важное замечание — сотрудники банка никогда не требуют от клиентов назвать ПИН-код.
4. Если Вам предлагают золотые изделия/бытовую технику/любую дорогую вещь по минимальной цене, либо оставляют под залог, не стесняйтесь, звоните родственникам, зовите соседей, знакомых, да и просто прохожих, которые могут быть компетентны в данном вопросе. Также нужно действовать, когда Вам предлагают снять порчу, сглаз
5. Если к Вам просятся на ночлег посторонние люди — требуйте предъявить паспорт, запомните, а лучше запишите все паспортные данные, и также привлеките внимание соседей и родственников
Телефоны:
02
020 — для мобильных
291−20−02 — телефон доверия
052 — анонимно
Фото: пресс-служба МВД по РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: