По информации Минрегиона, в этом году федеральный бюджет должен был потратить на моногорода 27 млрд руб.: 10 млрд. — дотации на инфраструктуру, 10 млрд. — бюджетные кредиты, 5 млрд. — из Фонда ЖКХ и 2 млрд. — средства ФЦП по поддержке малого и среднего бизнеса. Регионы забирают деньги из бюджета очень медленно, говорит замминистра финансов Антон Силуанов. Всего в этом году планировалось поддержать модернизацию 27 моногородов, пока дотации на инфраструктуру выделены только трем (Нижний Тагил, Сокол и Тольятти, 3,9 млрд руб.). Распоряжения еще по 10 моногородам на 4,6 млрд руб. — на рассмотрении правительства. Кудрин говорит, что Минфин не собирается переносить на следующий год невостребованные деньги. По данным Внешэкономбанка, нераспределенный в 2010 году остаток бюджетных средств по состоянию на 14 сентября составил 1,08 млрд руб.(дотации), 6,52 млрд руб.(бюджетные кредиты).
Разработать специальную программу премьер Владимир Путин поручил в разгар кризиса — в июне 2009 г., ему пришлось разрешать сложную социальную ситуацию в городе Пикалево Ленинградской области. В августе того же года из-за долгов по зарплате перекрыть Транссиб грозили рабочие Байкальского ЦБК. Сразу после этого межведомственной комиссии по моногородам под руководством замминистра регионального развития Юрия Осинцева было поручено выработать критерии определения моногородов и программу их поддержки. Куратором стал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Как сообщал министр регионального развития Виктор Басаргин, моногородами признаны 335 населенных пунктов.
Напомним, в декабре 2009 года правительством России было выбрано 27 моногородов, наиболее нуждающихся в помощи властей.
Первыми тремя городами правительственного списка стали те, с которых начиналось обсуждение этой проблемы: Тольятти, Байкальск и Пикалево. Также была обещана поддержка таким крупным городам, как Нижний Тагил, Прокопьевск, Каменск-Уральский и Набережные Челны. Причем татарстанский автоград был включен в список в самый последний момент по настоянию Шувалова.
Летом Осинцев говорил, что Минрегион просил профинансировать поддержку моногородов в 2011 году в объемах, сопоставимых с этим годом. Минрегион предложил создать и специальный проектный институт с госучастием, чтобы консультировать муниципалитеты при подборе проектов. Но министерство пока не представило программы модернизации моногородов.
«Как показала практика, эффект использования госсредств практически нулевой», — сказал Силуанов. Моногородам, у которых возникнут проблемы, он советует воспользоваться средствами из спецфонда объемом 30 млрд. рублей. Если программа по поддержке моногородов из госбюджета будет закрыта, Внешэкономбанк (оператор программы) будет продолжать помогать им инвестициями, обещает представитель банка. Сейчас во Внешэкономбанк поступили инвестзаявки регионов на 200 проектов более чем в 100 городах, из которых только 24 проработаны.
Представители секретариата Шувалова и Минрегиона отказались комментировать закрытие программы по поддержке моногородов.
«Нам никто не обещал, что это будет многолетняя программа, — вздыхает чиновник администрации Кемеровской области. — Ее как таковой и не было, средства шли по разным статьям». Кемеровской области одобрены средства по Ленинску-Кузнецкому и Прокопьевску, регион подал в Минрегион еще 10 программ. Из 16 городов области 15 считаются монозависимыми, говорит чиновник.
«Если программу поддержки моногородов закроют, подвижек не будет», — расстраивается глава администрации Пикалево Сергей Вебер: город получил 86,6 млн. рублей, но только на развитие малого бизнеса и ремонт домов от Фонда ЖКХ. Запрошенные городом 536 млн. рублей на инфраструктуру еще не выделены: «У нас замкнутый круг — федеральные власти обещают деньги, если мы представим проектно-сметную документацию, а компании не хотят ее готовить, если не будет подтверждения финансирования из центра. В бюджете города объемом 88 млн руб. нет 40 млн. на разработку проекта».
В существующем виде программа была никому не нужна, в том числе самим моногородам, уверен гендиректор RP Group Булат Столяров: «Это профанация программы, правительство получило вместо проработанных инвестпроектов и комплексных планов неинтересный шлак, который в 90\% случаев нет смысла финансировать». Проблему моногородов не решить, построив рядом с умирающим градообразующим предприятием несколько других на госсредства, уверен Столяров, нужна долгосрочная стратегия поддержки, решающая задачи повышения качества муниципальных управленцев, подготовку крупных городов к приему 20−25 млн. человек из малых.
Список самых проблемных моногородов России:
1. Тольятти (Самарская обл.)
2. Байкальск (Иркутская обл.)
3. Пикалево (Ленинградская обл.)
4. Нижний Тагил (Свердловская обл.)
5. Сокол (Вологодская обл.)
6. Семилуки (Воронежская обл.)
7. Прокопьевск (Кемеровская обл.)
8. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская обл.)
9. Вятские поляны (Кировская обл.)
10. Ревда (Мурманская обл.)
11. Чусовой (Пермский край)
12. Дальнегорск (Приморский край)
13. Камские Поляны (Республика Татарстан)
14. Гуково (Ростовсяка обл.)
15. Асбест (Свердловская обл.)
16. Каменск-Уральский (Свердловская обл.)
17. Карабаш (Челябинская обл.)
18. Сатка (Челябинская обл.)
19. Гаврилов-Ям (Ярославсяка обл.)
20. Тутаев (Ярославская обл.)
21. Светлогорье (Приморский край)
22. Ковдор (Мурманская обл.)
23. Заволжье (Нижегородская обл.)
24. Павлово (Нижегородская обл.)
25. Сарапул (Удмуртская Республика)
26. Буденновск (Ставропольский край)
27. Набережные Челны (Республика Татарстан)
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: