Центр независимой экспертизы Национального института качества совместно с Союзом потребителей РТ провел экспертизу молока шести разных производителей. Тестировали молоко 2,5\% жирности. Целесообразность проведения подобных тестов эксперты объясняют многочисленными жалобами потребителей на качество молока и молочной продукции.
«К нам поступает очень много обращений граждан, у которых качество приобретаемого молока вызывает сомнения. Торговых марок на прилавке сегодня очень много, много фальсификатов на рынке, и сделать правильный выбор не так просто. Молочная продукция — молоко, творог, масло, сыр — занимает первое место по фальсификации», — рассказала TatCenter.ru руководитель Центра независимой экспертизы РТ Танзиля Мусина.
Для эксперимента было выбрано семь популярных видов молока шести производителей. Татарстан представили два производителя: «Просто молоко» и Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат. Кроме того, эксперты оценили качество молока из Ижевска, Самарской области, Чувашии и Башкирии. Все образцы были куплены в популярных торговых сетях, подчеркнула Мусина.
- 1 место — по количеству баллов лучшим по потребительским свойствам из представленных образцов было признано молоко марки «Очень важная корова» (АО Зеленодольский молочный комбинат, Татарстан) — 8,2 балла.
- 2 место — марка «Лакомо»(АО Зеленодольский молочный комбинат, Татарстан) — 8 баллов.
- 3 место — марка «Кошкинское» (АО «Алев», Самарская область) — 7,4 балла.
- 4 место разделили марки «Просто молоко» (ООО УК «Просто молоко», Татарстан) и «Ядринмолоко» (ОАО «Ядринмолоко», Чувашия) — по 6,6 баллов.
- 5 место — марка «Веселый молочник» (АО ВБД, Башкортостан) — 6,3 балла.
- 6 место — марка «Село зеленое» (ОАО «Милком», Удмуртия) — 6 баллов.
«Когда мы выбирали образцы, то встретились с новой маркой „Наша семья“ Зеленодольского молочноперерабатывающего завода. Интересно то, что это молоко абсолютно идентично молоку „Очень важная корова“ этого же комбината. Один производитель, один состав, они стояли рядом на полках, но разница в цене у них была 13 рублей. Стало интересно сравнить их вкусовые качества», — рассказала эксперт-товаровед центра независимой экспертизы Ольга Тимофеева.
Потребительская экспертиза, как поясняет Танзиля Мусина, заключается в органолептической оценке качества молока. То есть эксперты должны по внешнему виду, цвету, запаху и вкусу оценить продукцию. Баллы эксперты снимают, например, в случае посторонних привкусов и запахов.
«Мы проводим дегустационную оценку, что позволяет по таким критериям, как вкус, запах, консистенция определить изначальные качества продукта. Если выявляются подозрительные образцы, их мы отправляем на биохимическое исследование, то есть ищем причину, почему органолептические показатели могли пострадать», — пояснила TatCenter.ru эксперт, представитель Казанской академии ветеринарной медицины Лада Попунидзе.
По ее словам, на цвет и контингенцию все отобранные образцы оказались примерно одинаковыми, однако по вкусу они отличаются. Некоторые образцы обладают ярко выраженный вкус сухого молока, бывает даже химический привкус. «Правильные» образцы, по словам экспертов, обладают сладковатым привкусом и имеют хорошую консистенцию.
После дегустации пронумерованных образцов (эксперты не знали, под каким номером, какой образец скрывается) были подсчитаны итоги и названы лучшие и худшие, по версии экспертов, марки молока.
После дегустации лучшие и худшие, по версии дегустаторов, образцы проверили на наличие крахмала и измерили плотность молока.
Опыт с добавлением йода показал, что крахмала в молоке нет.
Плотность также оказалась в норме, а это значит молоко водой не разбавлено.
Если при лабораторных исследованиях обнаруживается фальсификат, то Центр независимых экспертиз подает иск в суд на магазины и производителей.
«Например, мы до сих пор судимся с магазином „Магнит“, потому что в сливочном масле „Кошкинское“, которое продавалось в данной сети, нами было обнаружено пальмовое масло. Наши требования были такими, чтобы они хотя бы не называли этот продукт сливочным маслом, потому что это спред, чтобы не было обмана потребителя», — рассказала глава Центра независимых экспертиз РТ и объяснила потребителям, как надо выбирать молоко в магазине, где попробовать продукт на вкус нельзя.
Как выбрать молоко
- Внешний вид. Молоко — непрозрачная жидкость. Для продуктов с массовой долей жира более 4,7\% допускается незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании.
- Консистенция. Жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Без хлопьев белка и сбившихся комочков жира.
- Вкус и запах. Характерные для молока, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом кипячения. Для топленого и стерилизованного молока — выраженный привкус кипячения. Допускается сладковатый привкус.
- Цвет. Белый, допускается с синеватым оттенком для обезжиренного молока, со светло-кремовым оттенком для стерилизованного молока, с кремовым оттенком для топленого.
«Обязательно нужно смотреть на дату изготовления и на срок годности продукта. Посмотреть на консистенцию, чтобы не было хлопьев, чтобы цвет не был синеватым. Информация на этикетке должна быть хорошо различима — наименование молока, массовая доля жира в процентах, производитель и его адрес нахождения, объем, информация о наличии генно-инженерно-модифицированных компонентов, условия хранения, а также документ, в соответствии с которым был произведен продукт: ПТУ, ГОСТ.
Кроме того, должна быть информация, подтверждающая соответствие продукта требованиям федерального закона, и информация об использовании сухого цельного молока", — резюмирует Танзиля Мусина.
Анна Главатских
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: