Правительство РФ изменило порядок выдачи и замены водительских прав. В частности, теперь удостоверения можно получить в МФЦ, заменить права при наличии медсправки можно в любой момент, а процедура замены иностранных водительских прав на российское стала более точной.
Помимо этого, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое изменяет правила дорожного движения (ПДД). Со вступлением документа в силу, права начинающих водителей будут ограничены. В частности, им запрещается буксировать другие транспортные средства и перевозить пассажиров на мотоциклах, а также ездить без опознавательных знаков «Начинающий водитель» — восклицательного знака на желтом фоне. Если знака на машине не будет, водителя будут штрафовать.
«Принятые решения направлены на снижение уровня аварийности с участием начинающих водителей», — говорится на сайте правительства.
За каждое из перечисленных нарушений водителю грозит штраф в размере 500 рублей. Постановление вступает в силу 3 апреля.
Идея ограничить права начинающих водителей принадлежит МВД. О поправках стало известно в ноябре прошлого года. При этом поправки в ПДД, которые подготовило министерство, предполагали запрет на использование автомобиля без предупреждающих знаков «Шипы», «Учебное транспортное средство», «Автопоезд» и др. Министерство предлагало также установить ограничение скорости для начинающих водителей — до 70 км в час на любой дороге. Впрочем, МВД — не единственный орган, у которого возникали идеи ограничить права начинающих водителей.
Так, в прошлом году внештатный специалист минздрава РФ по психиатрии Зураб Кекелидзе заявил о необходимости поднять возраст получения водительских прав до 21 года. По его словам, до этого возраста у человека «нет чувства опасности».
Локомотивом же предложений выступает Союз автошкол Москвы. Так, в конце февраля организация подготовила предложения для ГИБДД о введении временных двухлетних прав для начинающих водителей (вернее, возвращении — такая практика работала в СССР до 1991 года).
«Начинающий водитель должен быть сам заинтересован в осторожной езде, чтобы в конечном итоге получить постоянное водительское удостоверение, а не вернуться в автошколу, не платить второй раз за обучение и не сдавать снова экзамены», — пояснял Известиям председатель союза Александр Ачкасов.
По его словам, необходимо разработать механизм обмена временного водительского удостоверения на постоянное «с учетом допущенных начинающим водителем нарушений — по степени их опасности для окружающих». Также союз предлагал изменить программы обучения новых водителей — в частности, ввести тест на умение предвидеть опасность и «читать дорогу». Другая идея — изменить и саму форму экзамена.
«Система приема экзаменов основана на начислении штрафных баллов за отдельные ошибки. А в странах с высоким уровнем дорожной безопасности на экзамене оценивается освоение комплекса приемов, формирующих безопасный стиль вождения, умение предотвращать опасные ситуации и способность уверенно действовать в разных обстоятельствах, — рассказывал Ачкасов.
Кроме того, союз автошкол предлагает ввести для новичков ограничения по скоростному режиму, на перевозку пассажиров, на езду в темное время суток и по автомагистралям.
С 1 сентября прошлого года вступил в силу административный регламент по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. С новыми правилами во время сдачи теоретического экзамена кандидату, допустившему одну либо две ошибки в разных тематических блоках, необходимо отвечать на дополнительные вопросы.
А при проведении экзамена добавились новые испытательные упражнения, а также определились временные ограничения на их выполнение. Кроме того, кандидаты могут выбирать, на каких авто сдавать экзамены — с механической или с автоматической коробками передач.
По словам главы ГИБДД Виктора Нилова, до вступления в силу этого регламента теорию с первого раза сдавали до 80\% кандидатов, площадку — 70\%. После изменений, по итогам сентября-декабря 2016 года процент сдачи теоретического экзамена с первого раза составил 44\%, экзамена по первоначальным навыкам управления — 44\%, город — 33\%. Аналогичные показатели зафиксированы и по итогам января текущего года — 42\%, 39\% и 34\% соответственно.
«Даже эти результаты показали, что направление было выбрано верное. Все надо вводить поэтапно и постепенно. Сегодняшняя система подготовки водителей не дает всех навыков, например, движение в ночное время, с прицепом, на автомагистралях. Нас за это критикуют, но, с другой стороны, наверное, с той программой подготовки перейти на какую-то суперсовременную тоже было бы неправильно. Все нужно делать поэтапно», — говорил Нилов в интервью «Российской газете».
По его словам, совершенствование процедуры приема экзаменов еще не завершено. В частности, планируется, что программа будет наполняться за счет расширения практики, при этом ставка будет сделана на условия поездки.
«Если водитель обучается в городе с населением три тысячи человек с одной улицей и с одним светофором, как ему дать весь объем, который получает начинающий водитель в Москве? Это абсолютно разные навыки. Поэтому надо и требования к приему экзаменов унифицировать. Несмотря на то, где автошкола расположена и где она готовит водителей, все-таки экзамены нужно будет принимать, на мой взгляд, на следующем этапе в условиях равного для всех субъектов федерации дорожного движения», — заключает Нилов.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: