Новости
21 Марта 2016, 10:00

Мобильная торговля: бизнес фанатов-одиночек с взрывным потенциалом

Одна из презентованных на прошлой неделе проектных групп Совета по предпринимательству при президенте РТ занимается мобильной торговлей в Казани. О чем бизнесмены договорились с властью, почему фудтраки — это потенциально огромный рынок и сколько можно заработать в месяц, продавая еду в «ресторанах на колесах», порталу TatCenter.ru рассказал один из инициаторов проектной группы, совладелец фастфуд сети Wok&Go Марат Багаутдинов.

Главная проблема мобильной торговли в Казани и в целом по стране — отсутствие нормативно правовых актов, напрямую регламентирующих деятельность в этой сфере. Проектная группа Совета сейчас разрабатывает проект постановления кабмина РТ, который может стать первым ростком на правовом поле фудтраков.

Все работают в одной степени нелегальности или неопределенности

Фудтраки сейчас присутствуют почти во всех более менее крупных городах России и все работают примерно в одинаковой степени нелегальности или неопределенности, испытывая похожие проблемы. Власти не особо запрещают это дело, но и условия для работы предоставить тоже не могут, поскольку с законодательной точки зрения опереться особо не на что. Муниципалитеты повсеместно за неимением лучшего пытаются применять положения, регулирующие нестационарную торговлю (ларьки, павильоны, летние веранды и т. д.), но обладатели фудтраков не стремятся арендовать места под торговлю и участвовать в аукционах.

Следует признать, что это новый вид торговли для России. Его не было исторически в СССР, где не было культуры потребления еды, приготовленной на борту автомобиля.

Многие путают фудтраки или сравнивают их с автолавками, но последние — это в чистом виде розничная торговля: витрина, полки, касса и все. Фудтраки — объект общественного питания, по сути, ресторан на колесах с практически полным производственным циклом.

Игра на опережение

Вопрос с проектом нормативно-правового документа по мобильной торговле все еще в стадии проработки. Ожидается, что целевой документ закрепит общий порядок работы и основные принципы общие для всех городов Татарстана, а конкретные технические вопросы фунционирования будут решаться на муниципальном уровне.

На федеральном уровне уже несколько лет идет проработка подобного документа, но нет уверенности, что он будет принят в скором времени, а торговый сезон может начаться уже в апреле-мае.

Закон, который выйдет на федеральном уровне, (его обсуждение продолжается три года — ред.) надеюсь, будет носить рекомендации общего характера. Сложно в мобильной торговле угадать порядок, который был бы хорош для каждого города или поселка и предугадать все нюансы.

Московские схемы не подойдут для Казани: в столице Татарстана не так много точек притяжения и она живет в другой динамике. В Челнах, например, нет ярко-выраженного исторического центра по сравнению с Казанью, люди по городу передвигаются практически без пробок и центр, как правило, «там, где мы есть».

Мы в рамках проектной группы пока договорились об общих правилах игры. Власти признали, что вопросом легализации следует заняться, и президент согласился с этим (на заседании Совета Рустам Минниханов заявил, что «эту инициативу надо поддержать»), а это главный рычаг в республике.

«Владельцы фудтраков не будут арендовать каждое место отдельно на пути их следования»

Пока остановились на следующей модели работы: бизнес определяет места для работы, совместно с исполкомом определяется емкость каждой из площадок, уполномоченные органы определяют, можно ли стоять фудтракам в целевых точках. Далее исполком формирует маршруты из них и пакетно выставляет их на аукцион.

Хотелось бы, что бы стартовая цена за этот маршрут была незначительной — чтобы это был некий пропуск, разрешение торговать. Этот платеж будет единовременным на год или полгода торговли. Пакетная продажа маршрутов — главное, на что бизнес делал упор. В итоге фудтраки не будут заставлять выкупать каждое место отдельно и они смогут спокойно перемещаться в течение дня по городу.

Одна из идей, которая активно обсуждается — тарификация машин по парковочным часам. К примеру, фудтрак встал в разрешенном месте, оплатил в паркомате ровно столько, сколько простоял — 9 (часов) * 50 рублей = 450 рублей в торговый день.

Рынок — крошечный, но со взрывным потенциалом

Мы серьезно надеемся, что как только государство согласует правила игры, на рынок будут приходить серьезные инвесторы, которые будут покупать по 10, по 20 машин. Крупный международный ресторанный холдинг с русскими корнями Ginza Project в прошлом году купил 10 фудтраков для рынка Санкт-Петербурга — инвестиции составили 100 млн рублей на том этапе, когда еще ничего понятно не было.

Фудтрак для ресторанных сетей — это еще одна точка продаж, маркетинговое продвижение, возможность развивать кейтеринг. Все три момента равнозначны.

Сейчас в Казани работает порядка 5−10 фудтраков с учетом новых машин. Лично ко мне за год было порядка 30 обращений — предпринимателям интересен этот рынок, но когда они видят неопределенность, больше об этом сегменте не думают.

Оборот одной машины — примерно 20 тыс. рублей в день. Работает она в среднем шесть дней в неделю, 25 рабочих дней в месяц. Оборот одной машины — примерно 500 тыс. рублей в месяц. Умножаем на десять машин — получаем пять миллионов рублей в месяц. Весь рынок — 60 млн рублей в год.

Это не много, объективно рынок — крошечный, но у него взрывной потенциал роста, что есть это специфика всех новых рынков.

В Казани фудтраки есть на 10−15 точек, где можно работать и где есть более менее достаточный спрос.

На пару лет этого хватит, но дальше однозначно рынок подрастет, увеличится интерес к фудтракам со стороны горожан и встанет необходимость в создании специализированных точек для фудтраков. Над их созданием лучше задуматься уже сейчас, что мы, собственно, и делаем в рамках проектной группы. Хотим сделать их со всей инфраструктурой — водопровод, электричество, канализация.

Бизнес фанатов-одиночек

Объективно в скором времени мобильная торговля станет целой индустрией. Мало кто задумывается, но помимо самой торговли, надо еще где-то производить сами машины. Эти машины нужно производить, переделывать. Сейчас все повально покупают б/у машины и переоборудуют их.

Но б\у машин в скором времени станет не хватать на всех, а рынок должен стать профессиональным и на него должны прийти серьезные автопроизводители. К этому может подключиться ГАЗ, Ford, КАМАЗ. Татарстан — автомобильная республика: если мы первыми легализуем мобильную торговлю, мы будем иметь все шансы захватить лидерство в сегменте, задать стандарты для всей индустрии на годы вперед.

Мобильная торговля, фудтраки — новый сегмент торговли и с ним необходимо учиться работать. Следует признать, что сейчас пока это бизнес фанатов-одиночек, но Татарстан имеем все шансы первым в России легализовать его и задать пример всей стране, как это уже не раз было.

Записал Илья Иванов

Новости
28 Марта 2024, 19:40

По улице Миннуллина в Казани изымут еще семь земельных участков Для строительства дороги

А также расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В Казани планируется изъять еще семь земельных участков и объекты недвижимости, включая гаражи, принадлежащие гаражно-строительному кооперативу «Волга», для строительства дороги по улице Туфана Миннуллина. Соответствующее постановление опубликовано на сайте мэрии в новом выпуске электронного сборника документов и правовых актов.

Администрация Вахитовского и Приволжского районов города должна в течение 10 дней направить правообладателям копии постановления и уведомления об изъятии недвижимости. Комитет земельных и имущественных отношений горисполкома проведет оценку стоимости изымаемой недвижимости и заключит с владельцами соответствующие соглашения.

Ранее власти Казани распорядились изъять 16 земельных участков и находящиеся на них объекты недвижимости для строительства автодороги по улице Миннуллина.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: