Новости
05 Февраля 2016, 11:30

Мнение в защиту ЕГЭ: «Школы „за уши“ подтягивали учеников, лишь бы показать больше медалистов»

Споры вокруг ЕГЭ не утихают с самого первого дня его введения, констатирует Альберт Ахметов. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнения» директор казанского лицея-интерната № 7 для одаренных детей рассуждает об очевидных минусах ЕГЭ, но при этом находит и плюсы, объясняя, почему именно возврата к прежней форме выпускного экзамена нет.

В Госдуму РФ внесен проект закона, предусматривающий отмену единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве выпускного и вступительного в вузы. Авторы инициативы считают, что форма ЕГЭ неэффективна, так как не отражает реальных знаний учащихся.

Споры вокруг ЕГЭ не утихают с самого первого дня его введения. Каждый год рассуждают о том, что необходимо отменить данный экзамен, приводя при этом различные аргументы.

Но, давайте, сравним современную итоговую аттестацию с прежней формой сдачи выпускного экзамена в школе.

Введение ЕГЭ для учащихся позиционировалось как вынужденная мера, основной целью которой было искоренение коррупции на стадии сдачи экзамена в школе и поступления в ВУЗ.

Прежняя форма выпускного экзамена была на руку самой школе, ведь, согласитесь, удобно было самому учить и потом оценивать свою работу.

Конечно, при такой системе все учебные заведения старались показать как можно лучшие результаты. Ученики тоже были довольны: учителя родной школы не давали в обиду и всегда могли «подтянуть» оценки. Но больше всего от прежней системы выигрывали ВУЗы.

С одной стороны, подготовительные курсы по предметам в один институт отличались от других, и старательный абитуриент понимал, что для поступления в желанный ВУЗ ему важно их пройти, ведь знаний, полученных за школьной партой, недостаточно. С другой стороны, вступительные экзамены серьезно отличались по содержанию от школьной программы. Поэтому у ВУЗов сохранялась возможность отбирать детей с определенным уровнем подготовки и знаний.

У известного татарского публициста Туфана Миннуллина есть замечательное произведение «Узебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами»). В этой пьесе выпускник-медалист одной из сельских школ пишет письмо своим учителям, в котором рассказывает о том, что его золотая медаль не помогла ему поступить в ВУЗ, потому что его знания оказались слабее. Он прикладывает медаль к письму и с обидой сообщает, что она ему теперь не нужна и ему придется устроиться на работу, а значит, изменить своей мечте. Все это явилось следствием завышения оценок в его родной школе.

В погоне за рейтингом школы «за уши» подтягивали учеников, лишь бы показать больше медалистов. Учащиеся верили в свои отличные знания, верили в это и родители.

Туфан Миннуллин рассказал о судьбе одного ученика, но этот случай был типичным для того времени.

Введение ЕГЭ должно было исправить все недостатки прежней системы, но, к сожалению, искоренить коррупцию полностью при сдаче экзамена не удалось. И нередко в СМИ попадает информация о том или ином коррупционном скандале.

Во всей этой шумихе кажется, что все это началось только с ведением единого государственного экзамена, хотя никто не говорит о том, что при сдаче выпускного экзамена в школе факты фальсификации были в разы больше.

Подкрепить их точными цифрами не представляется возможным, потому что ранее статистика по списыванию на выпускном экзамене в школе никем не велась, то есть система была непрозрачной, об этом не говорили и не писали.

Необходимо анализировать и практику сдачу ЕГЭ максимально объективно и, в первую очередь, говорить о негативных факторах.

Во-первых, это большой стресс и серьезное испытание для выпускников.

Проход через специальные металлические конструкции, камеры видеонаблюдения, строгие наблюдатели в аудиториях, нервные учителя, родители накануне экзаменов… Все это негативно влияет на психику ребенка и не дает сосредоточиться на самом главном.

Во-вторых, во всех школах идет «натаскивание» на результат ЕГЭ, и во главу угла ставятся ни таланты и способности ребенка, а заветные баллы.

Общеизвестно, что школы рейтингуются по результатам этих экзаменов, поэтому они и стараются выжать максимум из детей. Практически все время и силы учащихся выпускных классов уходит строго на подготовку к экзамену, тем самым, другие не экзаменационные предметы отметаются на второй план.

В-третьих, современный ЕГЭ
проверяет знание предмета и никак не оценивает компетенции выпускников.

Проведем простую аналогию. Это как если бы в автошколе спрашивали только теоритические знания, а практику вождения сдавали бы только в виде теста, развернутого ответа или эссе. Можно ли выпускать таких водителей на дороги?! Думаю, что ответ очевиден.

Но, несмотря на все минусы, ЕГЭ — это единственная возможность провести итоговую аттестацию выпускников школ максимально понятно и открыто. И, несмотря на все имеющиеся идеологические и технические недостатки, другой альтернативы у нас сегодня нет.

Отраден тот факт, что ЕГЭ последних лет отличается по своему содержанию и форме от того экзамена, который был 10 лет назад. Сегодня ЕГЭ все больше отходит от банального тестового экзамена.

С каждым годом повышаются требования и вносятся корректировки. В итоге это должно приводить к повышению качества учебного процесса и общего образования в целом. Полагаю, именно в этом заинтересованы как сторонники, так и противники единого государственного экзамена.

директор лицея-интерната № 7 для одаренных детей

Ново-Савиновского района г. Казани

Альберт Ахметов

Специально для TatCenter.ru*

Ранее в проекте:

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: