Новости
02 Июля 2010, 09:37

Минтранс Татарстана намерен строить экранофлот

Центр российского развития экранофлота планирует создать в Казани министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, рассматривая экранопланы как перспективный транспорт, используемый для речных перевозок. Планируется, что теорию центру обеспечит КГТУ им. Туполева, а воплощение в «железо» — ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и ОАО «КАПО имени С.П. Горбунова».

Между небом и водой

В самом Минтрансе РТ ничего фантастического в планах создать центр российского развития экранофлота не видят и считают вдохновляющим пример Ростислава Алексеева, конструкторское бюро которого в 70-е-80-е годы добилось выдающихся успехов в проектировании и строительстве боевых и транспортных кораблей-самолетов. Главное «за» — большая протяженность татарстанских водных путей. «830 километров, порядка тысячи рек. Не использовать это, мягко говоря, неправильно. Все говорит о необходимости создания современного скоростного флота, в том числе экранопланов и судов на воздушной подушке», — цитирует начальника управления транспорта Минтранса РТ Артура Насрутдинова газета «Время и Деньги».

Речь идет не просто о том, чтобы связать пункт, А и пункт Б, быстренько слетать, например, в Булгары или Камские Поляны, но о создании в Казани российского центра развития экранофлота. Теорию обеспечит КГТУ имени А.Н. Туполева, воплощение в «железо» — ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и ОАО «КАПО имени С.П. Горбунова», планируется задействовать и малые предприятия.

— Артур Камильевич, вспоминается важный для понимания сути дела спор: что такое экраноплан — корабль или самолет?

— В 2007 году вышел закон о саморегулируемых организациях, который позволяет самим профессионалам определять «правила игры» в новой, не регламентированной государством сфере деятельности. Это как раз наш случай. А чтобы в полной мере отразить промежуточную суть экранопланов, будем применять термин «экранофлот».

Городок экранопланщиков

— А не смущает, что работа алексеевского бюро оказалась в итоге словно никому и не нужной?

— Необходима четко продуманная стратегия. Мы ездили в Нижний Новгород, где работают соратники и последователи Алексеева. Пытались договориться о создании головного судна. Но выставленный счет оказался непомерным. Поэтому хотим сделать по-другому. Надо пригласить ведущих российских специалистов по экранной тематике в Казань. В планах — создание в Верхнем Услоне чего-то вроде профильного Академгородка — жилье, научная, производственная, испытательная базы и так далее. На территории Куйбышевского водохранилища запустим пилотный проект, отработаем правила, требования, документы. Если все пойдет нормально, в 2015 году сможем пользоваться услугами экранопланов.

— Но есть мнение, что использовать большие экранопланы на водных путях Татарстана невыгодно. Такие машины эффективны на линиях большой протяженности, а у нас кругом плотины, которые потребуется «перепрыгивать» по-самолетному, а это связано со многими трудностями — техническими и организационными…

— Есть варианты технического решения этой проблемы. Кроме того, в «Концепции развития внутреннего водного транспорта в Республике Татарстан до 2015 года» прописан механизм экспорта транспортных услуг. В прошлом году наши пассажирские суда уже работали в других регионах — Татарстан единственный в Поволжье смог сохранить свой речной пассажирский транспорт. То есть если мы сумели «продать» услуги обычного флота, более чем уверен, сможем сделать это и с флотом инновационным. В Минтрансе России считают, что наша концепция упростила бы перевозку пассажиров на северных территориях. Есть туризм, наконец. Словом, все это не только строительство экранопланов, но и развитие сопутствующего бизнеса — транспортного и лизингового. Без лизинговых схем не обойтись — инвестиции в производство экранопланов долгосрочные, окупятся минимум за восемь-двенадцать лет.

— Что запланировано на этот год?

— Постройка в Казани судна на воздушной подушке (СВП) и его опытная эксплуатация. Надеемся, это поможет создать базу для начала работ по экранопланам. Кое-какие перспективы уже видны.

Туристическая изюминка

Ринат Ханипов — директор недавно созданного Автономного учреждения «Туристско-оздоровительный парк РТ «Камские поляны» (ТОП) — обрисовывает ближайшее будущее парка: семнадцать объектов, среди которых базы отдыха, деревня народных промыслов и ремесел, рыбацкая деревня, яхт-клуб и так далее. Все это на солидных размеров территории — 103,015 тысячи гектаров («от Чистополя до мамадышского моста») — земли пяти прикамских муниципальных районов Татарстана с 35 населенными пунктами и многочисленными речушками, озерами, заливными лугами.

Собственно, поначалу развивающийся туристический бизнес заинтересовали небольшие двухмест
ные СВП. Почему? «А сами посудите, — объясняет Ринат Ханипов, — на территории множество рыбных мест, до которых ни на какой лодке не доберешься, а „воздушная подушка“ для этого подойдет идеально. Второй плюс — эксплуатировать СВП можно круглый год. Хотим приобрести их минимум по два на каждый объект, то есть в районе сорока. А важным дополнением к СВП могут стать экранопланы. Ведь большая забота — доставка туристов в парк: мы хотели бы их не просто перевозить, а с выдумкой. Пусть это будет не только перемещение в пространстве, а интересное путешествие. Экраноплан сам по себе может стать изюминкой, пусть люди даже ради него к нам приедут».

Об ощущениях при пилотировании экраноплана нам коротко рассказал ведущий инженер отдела технических средств обучения КГТУ имени Туполева, пилот 1-го класса Сергей Степанов, несколько лет назад испытывавший «ИКАР» — первый экраноплан постройки КГТУ: «Вроде бы все как в обычном полете, но особые ощущения создает близость воды. Интересно чувствуется момент, когда экраноплан на скорости 60 километров в час „спрыгивает с горба“, то есть отрывается от поверхности — будто его держали, а потом отпустили. Это всем организмом чувствуешь. Словом, непередаваемые ощущения. И — что важно — человек с нормальным стажем вождения автомобиля, думаю, способен быстро научиться управлять аппаратом».

Дешево и сердито

А разрабатываться и строиться упомянутый СВП и (если все пойдет как запланировано) экранопланы будут в созданном по идее Минтранса РТ при КГТУ им. Туполева инновационном малом предприятии — ООО «Амфибийные транспортные системы». Сейчас здесь достраивают опытный образец двухместного СВП «Омега-2». Инвесторы проекта — ТОП и Татарстанский филиал страховой группы «Поддержка». Если начнется массовое производство, найдутся средства и на разработку двухместного экраноплана, который инициативная группа — Владимир Жерехов, Евгений Пустоселов, и директор предприятия Артем Файзуллин, пока продумывают в свободное от работы время.

Рынок пока свободен

— Артем, но в России из-за специфических законов в области авиации общего назначения особо не полетаешь…

— А наш экраноплан будет относиться к речным, а не воздушным судам — чтобы не связываться с авиационными властями и не проектировать по авиационным нормам. А высоту полета ограничим автоматикой до трех метров — только в зоне экрана. Максимальная скорость — не более 150 километров в час. Аппарат можно будет в разобранном виде транспортировать на прицепе, дальше — собрали за полчаса и полетели. Двигатель — по желанию заказчика: 65-, 100-сильный.

— И сколько будет стоить машина?

— Полтора миллиона рублей. Предельно простая и дешевая двухместная игрушка для активного отдыха. Сейчас главное — построить прототип, потому что многие говорят: «Купим, но только когда увидим, что летает». И рынок пока свободен. Словом, пока у России есть шанс стать законодателем мод в области транспорта будущего, как называют экранопланы, а то китайцы обгонят. Очень перспективная тема. Но — не в республике, а на морских просторах, для которых Казань могла бы строить экранопланы.

Новости
11 Декабря 2024, 19:42

В Татарстане проведут капремонт 719 многоквартирных домов В 2025 году

Общая сумма затрат составит около 8 млрд рублей.

В 2025 году в Татарстане планируется провести капремонт 719 многоквартирных домов. На данный момент у 300 зданий уже провели обследования, в ходе которых определили необходимые работы. Об этом сообщил начальник Госжилинспекции РТ Александр Тыгин на пресс-конференции в «Татар-информ».

Общая сумма затрат на капремонт составит около 8 млрд рублей, точный размер бюджета еще уточняется. Предполагается, что 1,4 млрд рублей выделит республика, 4,9 млрд рублей составят средства собственников, а оставшуюся часть добавит муниципальный бюджет.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане завершили капремонт 734 из 749 многоквартирных жилых домов, запланированных на текущий год.

Тыгин Александр Васильевич

Начальник Государственной жилищной инспекции РТ - главный Государственный жилищный инспектор РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: