Между небом и водой
В самом Минтрансе РТ ничего фантастического в планах создать центр российского развития экранофлота не видят и считают вдохновляющим пример Ростислава Алексеева, конструкторское бюро которого в 70-е-80-е годы добилось выдающихся успехов в проектировании и строительстве боевых и транспортных кораблей-самолетов. Главное «за» — большая протяженность татарстанских водных путей. «830 километров, порядка тысячи рек. Не использовать это, мягко говоря, неправильно. Все говорит о необходимости создания современного скоростного флота, в том числе экранопланов и судов на воздушной подушке», — цитирует начальника управления транспорта Минтранса РТ Артура Насрутдинова газета «Время и Деньги».
Речь идет не просто о том, чтобы связать пункт, А и пункт Б, быстренько слетать, например, в Булгары или Камские Поляны, но о создании в Казани российского центра развития экранофлота. Теорию обеспечит КГТУ имени А.Н. Туполева, воплощение в «железо» — ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и ОАО «КАПО имени С.П. Горбунова», планируется задействовать и малые предприятия.
— Артур Камильевич, вспоминается важный для понимания сути дела спор: что такое экраноплан — корабль или самолет?
— В 2007 году вышел закон о саморегулируемых организациях, который позволяет самим профессионалам определять «правила игры» в новой, не регламентированной государством сфере деятельности. Это как раз наш случай. А чтобы в полной мере отразить промежуточную суть экранопланов, будем применять термин «экранофлот».
Городок экранопланщиков
— А не смущает, что работа алексеевского бюро оказалась в итоге словно никому и не нужной?
— Необходима четко продуманная стратегия. Мы ездили в Нижний Новгород, где работают соратники и последователи Алексеева. Пытались договориться о создании головного судна. Но выставленный счет оказался непомерным. Поэтому хотим сделать по-другому. Надо пригласить ведущих российских специалистов по экранной тематике в Казань. В планах — создание в Верхнем Услоне чего-то вроде профильного Академгородка — жилье, научная, производственная, испытательная базы и так далее. На территории Куйбышевского водохранилища запустим пилотный проект, отработаем правила, требования, документы. Если все пойдет нормально, в 2015 году сможем пользоваться услугами экранопланов.
— Но есть мнение, что использовать большие экранопланы на водных путях Татарстана невыгодно. Такие машины эффективны на линиях большой протяженности, а у нас кругом плотины, которые потребуется «перепрыгивать» по-самолетному, а это связано со многими трудностями — техническими и организационными…
— Есть варианты технического решения этой проблемы. Кроме того, в «Концепции развития внутреннего водного транспорта в Республике Татарстан до 2015 года» прописан механизм экспорта транспортных услуг. В прошлом году наши пассажирские суда уже работали в других регионах — Татарстан единственный в Поволжье смог сохранить свой речной пассажирский транспорт. То есть если мы сумели «продать» услуги обычного флота, более чем уверен, сможем сделать это и с флотом инновационным. В Минтрансе России считают, что наша концепция упростила бы перевозку пассажиров на северных территориях. Есть туризм, наконец. Словом, все это не только строительство экранопланов, но и развитие сопутствующего бизнеса — транспортного и лизингового. Без лизинговых схем не обойтись — инвестиции в производство экранопланов долгосрочные, окупятся минимум за восемь-двенадцать лет.
— Что запланировано на этот год?
— Постройка в Казани судна на воздушной подушке (СВП) и его опытная эксплуатация. Надеемся, это поможет создать базу для начала работ по экранопланам. Кое-какие перспективы уже видны.
Туристическая изюминка
Ринат Ханипов — директор недавно созданного Автономного учреждения «Туристско-оздоровительный парк РТ «Камские поляны» (ТОП) — обрисовывает ближайшее будущее парка: семнадцать объектов, среди которых базы отдыха, деревня народных промыслов и ремесел, рыбацкая деревня, яхт-клуб и так далее. Все это на солидных размеров территории — 103,015 тысячи гектаров («от Чистополя до мамадышского моста») — земли пяти прикамских муниципальных районов Татарстана с 35 населенными пунктами и многочисленными речушками, озерами, заливными лугами.
Собственно, поначалу развивающийся туристический бизнес заинтересовали небольшие двухмест
ные СВП. Почему? «А сами посудите, — объясняет Ринат Ханипов, — на территории множество рыбных мест, до которых ни на какой лодке не доберешься, а „воздушная подушка“ для этого подойдет идеально. Второй плюс — эксплуатировать СВП можно круглый год. Хотим приобрести их минимум по два на каждый объект, то есть в районе сорока. А важным дополнением к СВП могут стать экранопланы. Ведь большая забота — доставка туристов в парк: мы хотели бы их не просто перевозить, а с выдумкой. Пусть это будет не только перемещение в пространстве, а интересное путешествие. Экраноплан сам по себе может стать изюминкой, пусть люди даже ради него к нам приедут».
Об ощущениях при пилотировании экраноплана нам коротко рассказал ведущий инженер отдела технических средств обучения КГТУ имени Туполева, пилот 1-го класса Сергей Степанов, несколько лет назад испытывавший «ИКАР» — первый экраноплан постройки КГТУ: «Вроде бы все как в обычном полете, но особые ощущения создает близость воды. Интересно чувствуется момент, когда экраноплан на скорости 60 километров в час „спрыгивает с горба“, то есть отрывается от поверхности — будто его держали, а потом отпустили. Это всем организмом чувствуешь. Словом, непередаваемые ощущения. И — что важно — человек с нормальным стажем вождения автомобиля, думаю, способен быстро научиться управлять аппаратом».
Дешево и сердито
А разрабатываться и строиться упомянутый СВП и (если все пойдет как запланировано) экранопланы будут в созданном по идее Минтранса РТ при КГТУ им. Туполева инновационном малом предприятии — ООО «Амфибийные транспортные системы». Сейчас здесь достраивают опытный образец двухместного СВП «Омега-2». Инвесторы проекта — ТОП и Татарстанский филиал страховой группы «Поддержка». Если начнется массовое производство, найдутся средства и на разработку двухместного экраноплана, который инициативная группа — Владимир Жерехов, Евгений Пустоселов, и директор предприятия Артем Файзуллин, пока продумывают в свободное от работы время.
Рынок пока свободен
— Артем, но в России из-за специфических законов в области авиации общего назначения особо не полетаешь…
— А наш экраноплан будет относиться к речным, а не воздушным судам — чтобы не связываться с авиационными властями и не проектировать по авиационным нормам. А высоту полета ограничим автоматикой до трех метров — только в зоне экрана. Максимальная скорость — не более 150 километров в час. Аппарат можно будет в разобранном виде транспортировать на прицепе, дальше — собрали за полчаса и полетели. Двигатель — по желанию заказчика: 65-, 100-сильный.
— И сколько будет стоить машина?
— Полтора миллиона рублей. Предельно простая и дешевая двухместная игрушка для активного отдыха. Сейчас главное — построить прототип, потому что многие говорят: «Купим, но только когда увидим, что летает». И рынок пока свободен. Словом, пока у России есть шанс стать законодателем мод в области транспорта будущего, как называют экранопланы, а то китайцы обгонят. Очень перспективная тема. Но — не в республике, а на морских просторах, для которых Казань могла бы строить экранопланы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: