Языковой вопрос стал главной темой дискуссии открывшегося в Казани 26 октября заседания Госсовета РТ. Еще до рассмотрения основной повестки в нее предложили включить обсуждение вопроса об изучении в РТ русского и татарского языков.
«Мы просто были брошены» — школы о решении языкового вопроса
По словам депутата Татьяны Воропаева, в напряженной ситуации оказались 1,5 тыс. учителей татарского языка. Нагрузку приходится менять в середине учебного года. Депутат считает, что разъяснения по языковому вопросу главе минобрнауки РТ Энгелю Фаттахову необходимо было дать сразу, «как только вспыхнула искра».
«Не нужно было делать пламя. Я считаю, что сегодня ситуация очень серьезная. Мы должны дать очень серьезную оценку и сделать скорейшие выводы. В те еще далекие 90-е годы мы открывали татарскую гимназию в городе и никогда не было никаких вопросов, что мы, живя в Татарстане, должны изучать и язык, и культуру нашего народа. Есть вопросы, которые связаны с нашей родной республикой, ради которой мы живем и работаем. Прошу министра образования дать сегодня ответ», — сказала она.
Энгель Фаттахов
Не смогла промолчать и депутат, директор школы Ирина Бакова. Она выразила всеобщую «боль коллег», заявив, что школы в такое непростое время были фактически брошены на произвол.
«Я, как директор школы, выражаю боль и свою, и своих коллег — руководителей образовательных организаций. Мы 2 месяца находимся наедине с этой проблемой. Какой был повод, чтобы в течение недели изменить полностью все то, что у нас сложилось в образовательных организациях на протяжении многих лет? Мы в течение недели провели родительские собрания, изменили учебный план и должны ввести его в действие с 7 ноября. Но это лишь половина того, что необходимо сделать.
В течение осенних каникул мы должны изменить образовательные программы, рабочие программы педагогов русского и татарского языков. В больших школах работают по 15−20 педагогов татарского языка. Ситуация непонятная, как это будет финансироваться?
Ирина Бакова
Мы просто оказались брошены. У нас масса родителей, масса детей. Есть трудовое законодательство, которое никто не изменял. Почему нам дали неделю? Почему так надо было делать?".
Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, услышав риторику выступлений депутатов, попросил выступать «без политизации, без эмоций». Однако успокоить парламентариев спикеру не удалось.
Выступивший с трибуны депутат Разиль Валеев сказал, что в республике языковым вопросом «расшевелили муравейник». Проблема, по его словам, касается всех. «Никто не имеет права предавать наш язык. Предлагаю быть дружными, а эта дружба начинается с уважения к нашему языку», — сказал он.
«А мы что, не виноваты?» — депутаты о том, почему не работает республиканский закон об образовании
В свою очередь, депутат Николай Рыбушкин встал на защиту прокуратуры — именно ведомство Илдуса Нафикова выносит предписания руководителям школ по заявлениям родителей. Нападки на ведомство Рыбушкин назвал необоснованными — прокуратура выполняет закон.
«Надо выяснить, где мы допустили ошибки, как получилось так, что наш закон об образовании не работает? Почему в нашем законе нет ни слова об обязательном изучении татарского языка? Почему наш закон не работает? Может надо его привести в соответствие с требованиями, которые ставит перед нами наша жизнь сегодня. Настаиваю, вопрос надо решать осторожно. Никто не против изучения родных языков. Но нужны ли эти 6 часов (татарского языка) в неделю? Почему нападки только на минобразования и прокуратуру, а мы что, не виноваты?», — задавался вопросами депутат.
«В преддверии выборов разве такие вещи можно делать?» — власти о предписаниях прокурора в адрес директоров школ
Пока депутаты спорили, выносить ли сегодня дискуссию на публичное обсуждение, слово взял глава Татарстана Рустам Минниханов. Он призвал депутатов не нагнетать вопрос и решить его в рабочем порядке. Минниханов сказал, что информировал прокурора, что на решение вопроса властям РТ нужно время.
«Мы зашли слишком далеко. Мы вернулись в 90-е годы. Как можно сделать так, чтобы общество разделить, когда у нас никаких вопросов по межнациональным отношениям не было — русский или татарин?
Рустам Минниханов
Я обращался и к прокурору, что нам нужно время, чтобы мы с министерством образования РФ могли довести до конца, объяснить людям. Вина, как сказал депутат Рыбушкин, наверное, есть у всех у нас. Но не у директоров школ — они выполняли инструкцию, которая у нас сложилась».
По словам Минниханова, сложившаяся за 2 месяца практика в преддверии выборов — не лучшее решение. «Директора школ — интеллектуальный потенциал нашей республики в преддверии выборов, когда все выборные процессы проводят наши школы, директора, мы создали вот такое. Или специально это делается, чтобы в Татарстане было плохо? По отношению к нашему президенту Владимиру Путину. Надо ведь все это дело было продумать».
Рустам Минниханов подчеркнул, что в настоящее время с министром образования РФ Ольгой Васильевой «идет конструктивный диалог». «Я уверен, что мы найдем общие точки решения этого вопроса. Нельзя трактовать, как кому вздумается. Ну, как может быть изучение государственного языка добровольным? Нигде в мире такого нет. Я согласен, нам нужно работать над методикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем», — сказал Минниханов, призвав прокурора РТ Илдуса Нафикова «не терроризировать» директоров школ.
«Но сегодня мы зашли слишком далеко. Если сегодня мы еще на заседании Госсовета будем нагнетать эту ситуацию… Я считаю, что в рабочем порядке мы должны отработать с министерством образования наши вопросы, потом мы доложим. Если у нас не получилось, мы скажем, что у нас не получилось. Нам нужно довести до логического завершения ту работу, которую мы ведем».
Илдус Нафиков
Минниханова поддержал и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Он заявил, что сейчас «покушаться на весь учебно-воспитательный процесс аморально». «Мы обучаем в школе годами, десятилетиями. Говорим о терпимости», — напомнил он. По мнению Шаймиева, менять резко учебный процесс — не лучшая практика. Предложения и стандарты необходимо готовить к августовскому совещанию следующего года.
«Сейчас что-то менять — это просто невозможно. 25 лет работали и вдруг среди учебного года взяться за разрушение. Что случилось? И что случится (если программа будет изменена постепенно, ред.)? Нужна конструктивная работа, чтобы не затрагивать учебный процесс».
Заслушав стороны, Фарид Мухаметшин предложил депутатам поддержать позицию Рустама Минниханова — не закрывать 33-е заседание Госсовета, а обсуждение языкового вопроса перенести на отдельную дату. О ней депутатов известят дополнительно.
Ксения Долгова
Фото: prav.tatarstan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: