Новости
28 Апреля 2012, 16:36

Милые и слезливые

В предпраздничные дни, когда бомонд готовится к инаугурации, а страна открывает дачный сезон, на политической арене России произошли два примечательных события: первое, прощальное напутствие Владимира Путина Правительству, и его же «слезливое» прощание с «Единой России» и второе — умилительное с пониманием всей значимости происходящего события подведение итогов «эпохи Медведева» самим же Дмитрием Медведевым. Странным образом именно в эти дни с «покаянием» выступил Борис Березовский. Но его слезы были похожи на «крокодиловы».

Д.Медведев Не ясно, кто кого «мочит», и кто, о чем плачет.

Напыщенность выступлений «вечного тандема» приводит комментаторов в замешательство. Пафосные лозунги о свободе, гражданском обществе, которого якобы не было тысячу лет, рост заработной платы до небес социального обеспечения, невиданная продолжительности жизни, строительство жилья для всех и каждого, всестороннее повышение культуры, выход на мировой уровень в образовании, технологические открытия на великих стройках, создание фронта для борьбы с коррупцией и другие волшебные сказки настолько не соответствуют реалиям, что невольно задумываешься о совсем другой логике этого «кукольного театра», если пользоваться терминологией феноменологической социологии.

Комментаторы ищут логику, анализируют высказывания, в то время как смысл содержится не в сказанных словах. Помимо слов существует логика «рокировки», которая происходит за кулисами. Она происходит тайно, но всем очевидна. Она совершенно не соответствует понятиям демократии, но зато очень традиционна для страны. В России правили не монархи, генеральные секретари и президенты, а кланы.

Клановая система правления складывалась еще в Золотой Орде, где хана «ставили» четыре ведущих рода. Кланы представляли народ, т. е. территории, за благополучие которых отвечали головой, а хан отвечал перед родами тоже головой, причем в буквальном смысле слова. Неугодного хана отравляли или убивали, объявив, что хан, мол, очень болен. В полукочевой системе хозяйствования трудно было иным способом контролировать территорию, ведь население было подвижным, а кланы знали свои стада, пастбища, и сколько воинов могут поставить во время голосования на курултае.

Россия продолжила традиции Золотой орды. Курултай стал собором, хан — царем, поменялись некоторые кланы. Петр I возненавидел ордынские традиции (видимо, за свое пленение крымскими татарами в ходе неудачной турецкой компании) и стал вводить новые порядки, объявив себя императором. Появились губернии, которые из Петербурга в принципе не могли управляться из-за масштабности территории страны. В ответ на петровские великие реформы страна получила заговоры гвардейцев и непрерывные восстания крестьян. Политика переместилась, с одной стороны, в казармы, с другой — в гуляй-поле. Территориями заправляли воеводы, губернаторы или те, кому было не лень. Демидовы на Урале даже начали чеканить собственную серебряную монету, фактически объявив «Уральскую республику».

Монархический принцип для России был настолько чужд, что после Петра на трон могли посадить не чингизида или рюриковича, а худородную немку — Екатерину II. Впрочем, и Михаил Романов по происхождению был не лучше, он из крещенных, так называемых романовских, худородных татар. Во время Смуты его вытащили из Ипатьевского монастыря (основанного татарским князем Четом — отцом Бориса Годунова) казаки, в то время плохо говорившие по-русски, и предложили вместо законного царя Владислава.

Россия в ордынские традиции привнесла один новый элемент — произвол. При ханах произвол был ограничен, ибо народ, т. е. территории, требовали порядка на границах и в самой стране для спокойной торговли. Начиная с Ивана Грозного (потомка Мамая по материнской линии) произвол занял место законов и ярлыков (указов). Реформы Петра только усилили эту черту. По словам В.О.Ключевского, «он не сумел очистить свою кровь от единственного крепкого направителя московской политики, от инстинкта произвола». А что «низы»? Они отвечали на произвол бегством на Дон, за Урал и бунтами. «Низы» призывали к свободе, которую понимали как право на произвол, вплоть до террора народовольцев. Русский человек предпочитал жить по совести, но не по закону и при этом проклинал произвол. Он на произвол отвечал террором и бунтом, который был самым что ни на есть диким произволом. Наконец, победила народная революция в 1917 г., которая также установила произвол. Свобода оказалась всего лишь правом на произвол.

Этот исторический сюжет нужен, чтобы понять характер российской политической культуры. В стране огромной по территории и культурному многообразию (включая территориальное разнообразие самого русского народа) кланы могли найти общий язык, избрав символическую фигуру, чью власть стремились обожествить через «симфонию» с православной церковью, а в советское время благодаря культу личности Сталина и Ленина. Так кланы получали легитимность.

Бор
ис Ельцин пошел путем передела собственности, проведя приватизацию в интересах небольшого круга олигархов. Но олигархи не привязаны к территории, они «кормятся» не за счет сбора дани (налогов) с населения, а занимаются экспортом сырья. Абрамович посидел на Чукотке и уехал в Лондон смотреть футбол. Олигархам не до территорий и среди них нет согласия, поскольку нет обожествленной фигуры. В этом вопросе оказался бессильным даже патриарх, очень приземленный в своих интересах.

Госкорпорации не спасают клановую систему, они производственные, а не территориальные организации, им неинтересно чем живет народ, даже, наоборот, население им мешает. Им нужны рабочие руки и экспортная труба.

Для сохранения целостности страны клановая система должны быть построена по территориальному принципу, а это грозит переделом власти и собственности олигархов. Любой передел пахнет революционной ситуацией. Кое-кто уже сидит в тюрьме, другие уехали поближе к банковским счетам.

Попытки уменьшить число территорий для большей управляемости, будь-то семь федеральных округов или четыре военных округа также не решают проблемы, поскольку не ясно кто из олигархов возглавит эти территории. Их не может быть много. В Золотой Орде было четыре ведущих клана и два-три подчиненных, при цифре семь империя начинала распадаться. Сегодня фантастическая мысль о создании укрупненных губерний или, например, четырех квазигосударств вокруг военных округов грозит нестабильностью.

Существует принципиальная альтернатива российской клановой системе. Она называется федерализмом. Попытка утвердить федеративные начала была предпринята, когда регионы взяли суверенитета столько, сколько могли проглотить. Но клановую систему это не устраивает. «Вертикаль власти» забрала себе по федеральным законам 4600 полномочий. Дальше некуда. Наступила эпоха абсолютного суверенитета и полного пресыщения, даже несварения. «Вертикаль власти» поперхнулась своим суверенитетом, но отдать обратно полномочия не может, ведь тогда лишится весомых финансовых потоков и армии региональных чиновников (около 400 тыс.), а разница в уровне развития регионов станет катастрофической.

В свое время лорд Актон прославился благодаря своей фразе: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Центр достиг заоблачных вершин неделимого суверенитета, откуда уже не видно земли. Куда двигаться дальше? В бездну? Ницше говорил: «Когда долго смотришь в бездну, то бездна начинает смотреть на тебя»…

Федерализм разрушает клановую систему и это единственная гарантия демократии, к которой так страстно призывает Дмитрий Медведев, и которой боится Владимир Путин. Как говорили отцы-основатели США, «федерализм — территориальный каркас демократии». Призывы к демократии без параллельного выстраивания федеративных отношений приведет к простому бунту, очистительному по своему характеру, как считал Бакунин, разрушительному для государственного устройства, как показывает практика.

В майские дни весьма уместно вспомнить о вечных ценностях: свободе, равенстве, братстве, ведь свобода лучше, чем несвобода. Так что стоит пойти на Первомай с очень своевременным лозунгом: «За вашу и нашу свободу!»

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: