Однако объяснить все это людям, которые не видят (или не хотят видеть) сложную структуру экономики, достаточно непросто, и по этой причине приходится искать более или менее простые (то есть такие, которые можно узнать напрямую, без использования сложных расчетов и моделей) параметры, демонстрирующие реальное состояние дел. Таковыми, например, является уровень мировых цен на нефть, обеспечивающих бездефицитный бюджет, или же отток капитала из страны.
И вот, выходит новая статистика, которую также можно использовать для демонстрации реального состояния дел в отечественной экономике. Федеральная таможенная служба России по итогам января-мая зафиксировала рекордный рост импорта: по сравнению с январем-маем 2010 г. этот показатель вырос почти на 50\% и составил $ 114 млрд. Об этом говорится в сообщении ФТС. Что это значит с точки зрения экономики? Что эти 114 миллиардов (долларов, напомним, в рублях это уже триллионы) не получили российские производители. То есть не заплатили зарплаты, не выплатили налоги (правда, заплатили таможенные платежи), не обеспечили заказами смежников… В общем, лишили экономику колоссального объема средств, которые из бюджета никак не компенсируешь, слишком велик объем… Не удивительно, что денег в бюджете нет, о чем криком кричит Кудрин.
Впрочем, продолжим анализ статистики. Увеличение стоимости российского импорта в мае, отмечает таможня, было обусловлено как ростом физического объема (+26,5\%), так и ростом средних цен импортируемых товаров (+12,2\%) по сравнению с маем прошлого года. При этом довольно ощутимо вырос как объем импорта из стран дальнего зарубежья (на 48,8\% — до 96,7 $млрд.), так и объем импорта из стран СНГ (на 48\% — до $ 17,3 млрд.). Из стран дальнего зарубежья основная доля импорта пришлась на машины и оборудование — 48,2\% по сравнению с 43,2\% годом ранее. В товарной структуре импорта из стран СНГ доля машин и оборудования составила 34,1\% против 25,2\% в мае прошлого года.
Очень интересно… Цены-то почему растут? Ведь наш Центробанк так отчаянно борется с отечественным производителем, повышает курс рубля, чтобы дешевым импортом «сбить» инфляцию, а вместо этого, что мы имеем? А имеем естественную реакцию западного производителя: поскольку конкуренция со стороны российского производителя отсутствует, а технологическая зависимость российской экономики от импорта увеличивается — глупо отказываться от прибыли, которую на этом можно получить.
Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что вырос не только импорт, но и экспорт: за первые пять месяцев года — до $ 202,3 млрд. (+28,5\%). Правда, если объем импорта вырос за счет физического объема, то объем экспорта увеличился по большей части за счет роста средних экспортных цен (+35,5\% по сравнению с маем прошлого года). Иными словами, если цены на нефть упадут, то доходы от экспорта сильно упадут, а вот расходы на импорт практически не сократятся. Ну и, естественно, после распада СССР, основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары (их удельный вес в структуре экспорта составил 72,9\%). В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-мае доля топливно-энергетических товаров составила 62\% от всего экспорта в эти страны (+11\% по сравнению с прошлым годом). Иными словами, зависимость российской экономики от нефти все время растет.
В общем, неутешительная картинка, ничего не скажешь… Но она достаточно четко демонстрирует реальное состояние дел. Россия, после разрушения советской системы разделения труда, начала вхождение в западную систему разделения труда. Если бы во главе нашей страны оказались бы квалифицированные и адекватные люди, этот процесс можно было бы провести куда более успешно, чем он получился на практике. Но сегодня мы жестко расплачиваемся за безграмотность и продажность либерал-реформаторов, которые вполне целенаправленно разрушали российскую промышленность в 90-е годы.
При этом самое удивительное состоит в том, что это разрушение продолжается и по сей день. Я уже писал о том, что денежная политика Центробанка (который возглавляют те же лидеры «реформ» начала 90-х, министры, замминистры и помощники в правительстве Гайдара), направленная на снижение инфляции, не только не дает обещанного результата — реальная инфляция никак не ниже 15\% — но и разрушает остатки промышленности. Налоговая политика уничтожает малый и средний бизнес, основу экономики все больше и больше составляют чисто спекулятивные операции и распределение бюджетных денег с крайне низкой эффективностью. Но поскольку доходы от нефти растут, то объем этих денег позволяет создавать иллюзию эффективности и роста экономики.
Разумеется, и тут не обошлось без обмана и передергиваний. В частности, инфляция существенно занижается, как следствие, увеличивается и показатель ВВП. При этом рост цен вызван не только увеличением транзакционых издержек, роста тарифов естественных монополий и увеличением монополизма. Как мы видим из статистики, внутренние цены растут и из-за повышения цен на технологически необходимый импорт, доля которого в потреблении отечественной экономики все время растет.
В реальности, получается, что рост ВВП существенно меньше официальных данных, и это, напомню, на фоне роста мировых цен на нефть. Но они, судя по всему, свой быстрый рост уже прекратили. И что покажет статистика за летние месяцы? А ну как цены на нефть к осени начнут падать? Во всяком случае, сильно расти они уж точно больше не смогут.
Вот такая получается невеселая картинка. Причем, что характерно, все перечисленные параметры (и рост импорта, и рост оттока капитала, и параметры бюджета) показывают один и тот же диагноз — достаточно быстрое ухудшение реального состояния дел в нашей экономике. А весь позитив, который нам демонстрируют, либо носит локальный характер, либо — основан на очевидно фальсифицированной статистике. При этом, что характерно, такой результат получается всегда, когда российской экономикой руководят «либерал-реформаторы». Что наводит на определенные размышления, вы не находите?
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: