Новости
25 Февраля 2011, 09:49

Михаил Блинкин: «Казань и пробки: кто кого?»

«Электротехнику можно изучать двумя способами: прочесть руководство пользователя или взяться пальцами за оголенный провод. Что касается организации дорожного движения, то здесь всегда предпочитают второй способ». С этой цитаты крупнейшего американского ученого-транспортника Деноса Газиса начал свое интервью журналу «Татарстан» научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства и самый цитируемый российский эксперт в области транспортного планирования Михаил Блинкин.

блинкин — То, о чем сказал Денос Газис несколько десятков лет назад, происходит сейчас во всех крупных городах России. И Казань, увы, не является исключением из правила. Проблемы кроются не только и не столько в задачах классической инженерной науки организации дорожного движения: как правильно направить потоки, организовать перекрестки, выстроить светофорную организацию и так далее. Все гораздо глубже и сложнее. Посмотрите на карту любого большого российского города и сравните, какая часть городской территории отдана под застройку — жилую, промышленную, коммерческую — и сколько осталось для проезда автомобилей. В России нет ни одного города, в котором эта пропорция хоть сколько-нибудь была приближена к той, которая принята в хорошо организованных в части дорожного движения городах мира.

— Так ведь это же наше наследие со времен глубокого социализма…

— Именно. В СССР крупные города всегда застраивались в расчете на абсолютное доминирование общественного транспорта над личным. Главный принцип, по которому шло развитие городов — плотная многоэтажная застройка с пешеходным выходом на ближайшую остановку общественного транспорта.

А что произошло за последние 15 лет? Жилая застройка стала еще плотнее — старые дома сносились, и на их месте строилось новое многоэтажное жилье. То есть, функциональная нагрузка на территорию — людская, торговая, деловая — росла, а транспортный ресурс оставался тем же самым, что и много лет назад. Параллельно стало наблюдаться явление, которое само по себе весьма позитивно, но последствия имело довольно тяжелые — люди стали свободно и массово покупать автомобили. И вот это наложение городской модели, рассчитанной на общественный транспорт, на бурную автомобилизацию населения, дало тот эффект, который мы сегодня повсеместно наблюдаем.

— И это при том, что количество автомобилей на тысячу человек населения в России несопоставимо меньше, чем в крупных городах Европы, Америки, Азии, Австралии

— Да, но эти страны уже давно накопили и применяют опыт борьбы с пробками. Здесь я приведу свой любимый пример с Нью-Йорком, самым автомобилизированным городом мира, где количество машин (с учетом пригородов) составляет 900 на тысячу населения. Нью-Йорк, тем не менее, едет, а Москва (там уровень автомобилизации составляет 350 автомобилей на тысячу человек) стоит. Одна из причин тому — центр города, Манхеттен, практически свободен от автомобилей. Абсолютное большинство людей, живущих на Манхеттене, вовсе не имеет собственного автомобиля. И абсолютное большинство тех, кто на Манхеттене работает, добирается туда общественным транспортом.

В Нью-Йорке, как и во множестве крупных городов, действует поистине варварское правило парковки, с супердорогим месячным парковочным билетом. Если у тебя парковочного билета нет, ты, скорее всего, вообще нигде не встанешь. А парковаться на улице, вдоль проезжей части, никому в голову не приходит.

Что же у нас? У нас — конституционная норма, что территория общего пользования открыта для всех. А то, что эта норма адресована человеку, а не куску железа, мы как-то забываем.

— Вы привели пример с Нью-Йорком. Но в Казани с ее практически нулевым запасом связности невозможно проехать из района в район, минуя центр.

— Водитель, который встретил меня в аэропорту Казани, сказал, что ее центр — это, по сути, транзитная зона. Безусловно, центр города не должен использоваться в качестве транзитной зоны, но на исправление этой ситуации путем строительства объездных дорог и периферийных связок нужны годы и большие деньги. Но ведь вопрос не только в том, что люди едут через центр. Надо — проезжай, но не останавливайся! Парковка в центре, повторюсь, должна быть жестко регулированной и чувствительно платной. За это убеждение меня и наш институт в целом перестали любить все автомобильные общественники страны, но нет другого способа! Уж поверьте мне, как ученому, всю жизнь занимающемуся этой проблемой.

— А если места для строительства платной парковки попросту нет? Где их строить, если центр города — это преимущественно узкие улицы, рядом с которыми все застроено с чудовищными нарушениями «красных линий» и прочих градостроительных норм?

— Конечно, сносить недавно построенное никто не будет. Но в России, пусть с опозданием в 20 лет, должны быть внесены существенные изменения в документы, касающиеся городского и транспортного планирования. Эти правила просты, но очень эффективны. Если застройщик просит у города разрешения построить жилой комплекс на десятки тысяч квадратных метров, пусть город сначала оценит транспортный ресурс. И если он недостаточен, город должен дать разрешение на строительство, условно, не ста, а 50 тысяч метров. У нас все ресурсы — электрические, канализационные — лимитированные, и при строительстве это учитывается. А транспортный ресурс до сих пор воспринимается как бесконечный.

Параллельным фактором, влияющим на застройку с учетом транспортного ресурса, должен стать рынок. Во всем мире, если застройщик возводит многоэтажный дом, он запасается парковочными местами из расчета 200−250 на 100 квартир. И это диктуется не градостроительными норами: если он этого не сделает, он не продаст такое жилье, потому что покупателю куда-то надо будет деть свою машину, а ставить ее во дворе нельзя. А у нас строится так называемое элитное жилье, где на 100 квартир проектируется 70, в лучшем случае — 100 парковочных лотов.

— Пока же запрет на парковку распространяется только на детские площадки и на газоны…

— Пункт первый. Свободы автомобилистов в России лимитируются федеральным законодательством. И пока, повторюсь, эти ограничения воспринимаются как ограничение в гражданских правах человека. Наш институт неоднократно вносил предложения и в Правительство РФ, и в профильные комитеты Госдумы о том, что все вопросы регулирования парковочного режима должны быть отданы в полное и суверенное распоряжение субъектам РФ и крупным муниципалитетам. Ну не может парковочный режим в Казани и в поселке на 20 тысяч жителей регулироваться одним федеральным законом, это неправильно и контрпродуктивно. Той же точки зрения я придерживаюсь в части установления штрафов за нарушение парковочного режима. Но беда в том, что в ближайшее время эти вопросы на откуп муниципалитетам отданы не будут. В 2011 году у нас выборы в Госдуму, и ни одна власть — ни российская, ни московская, ни казанская — эти антинародные меры вводить не будет. А в 2012-м у нас тоже выборы, и тоже все останется по-прежнему.

Пункт второй, не менее важный, касается общественного сознания. На обложке американского учебника по вождению для 15-летних подростков крупными английскими буквами написано «Driving — not a right. Driving — a privilege» (Вождение — это не право, а привилегия). И мы должны это уяснить для себя, хотя пока наше сознание прямо противоположно. Пока мы не избавимся от халявы, никакое самое дорогое и изощренное строительство дорог и проектирование новых маршрутов общественного транспорта не поможет.

И, наконец, пункт третий — деньги. Моя поездка на автомобиле от дома до работы стоит 35 рублей за 14 километров. Та же поездка общественным транспортом — две остановки на трамвае и дальше на метро — обойдется почти в 60 рублей. И пока поездка на общественном транспорте стоит дороже, чем на личном автомобиле, пока в стоимость поездки на машине не включена стоимость парковки, решить транспортную проблему также невозможно.

— Михаил Яковлевич, даже если поездка на личном автомобиле станет для меня дороже поездки на общественном транспорте, я вряд ли отдам предпочтение последнему. Потому что я не хочу ехать в условиях, которые унижают мое человеческое достоинство.

— Мы подошли к самому главному. Для того чтобы пересадить какую-то часть, хотя бы 20 процентов автомобилистов, на общественный пробки транспорт, нужно, чтобы этим 20 процентам, а равно и всем остальным горожанам, была обеспечена простая общечеловеческая норма — не унизительные условия перевозок. А для этого надо, во-первых, развивать сеть внеуличного общественного транспорта, а во-вторых, кардинальным образом менять систему организации пассажирских перевозок. И, насколько я знаю, в Казани для этого делается гораздо больше, чем в других российских городах.

— Да, действительно, в Казани пусть медленно, но строится метро, и с тех пор, как была введена станция на другом берегу Казанки, пассажиропоток вырос едва ли не кратно. Относительно недавно у нас серьезно изменилась сама маршрутная сеть общественного транспорта…

— Внеуличный транспорт — это не только метро. Существует так называемый легкорельсовый транспорт — нечто среднее между метро и трамваем. За последние 15 лет в американских городах было построено более ста таких линий. И это при том, что предыдущие 80 лет американцы, будучи фанатами автомобиля, считали, что такой вид передвижений — «для сирых и убогих».

Что же касается организации пассажирских перевозок, я большой поклонник так называемой зонтичной схемы, придуманной более 60 лет назад и применяемой сейчас повсеместно, от Бразилии до Кореи. Должна существовать некая городская служба (тот самый «зонтик»), которая разрабатывает маршруты и заказывает расписание движения на каждом из них. Исполнять эти заказы может кто угодно — частный перевозчик, муниципальный… Единственное условие — соблюдение расписания движения. Все деньги, которые собираются с пассажиров в виде билетов или дотаций, собирает заказчик, и расплачивается с перевозчиками в зависимости от того, насколько точно они соблюли расписание движения. Ну и, конечно, нельзя забывать о чисто технической стороне дела — какого типа и какой вместимости будут автобусы, троллейбусы и вагоны.

— А как же строительство новых дорог и развязок?

— Строить надо, но при нашей бедности и нашем дефиците дорожной сети строить мы будем долго. Не надо уповать на то, что одним только строительством можно решить транспортную проблему. Эксперименты на эту тему проводились в крупнейших и не самых бедных городах США — Лос-Анджелесе, Хьюстоне, Далласе. 80 лет там строились дороги, причем не только городские, но и безсветофорные хайвэи, идущие вне городского пятна. В этих городах общий удельный вес улично-дорожной сети составляет 35 процентов от общей площади города! И, тем не менее, даже эти города 15 лет назад встали в пробках. Тогда сначала ученые-транспортники, а затем и городские начальники, пришли к выводу, что необходимо развивать систему общественного транспорта.

— Существует ли оптимальное соотношение, какая часть населения должна передвигаться на общественном транспорте, какая — на личном?

— Универсального ответа на этот вопрос, конечно, не существует. Конфигурация у городов может быть принципиально разной. Есть так называемый североамериканский тип городов с обширными малоэтажными пригородами. Там автомобильная подвижность по определению чрезвычайно высокая, ведь никто не поведет через многочисленные кварталы пригородов общественный транспорт: это невозможно технически и совершенно не выгодно экономически. Есть модель многоэтажной европейской застройки, которую некоторые урбанисты называют социалистической. Это когда большая часть горожан живет в многоэтажных домах, и для таких городов пропорции совершенно другие. Есть города с особой «фенечкой»: они так устроены, что там очень высокая пешеходная мобильность.

Казань же, я думаю, даже при тех капиталовложениях в развитие улично-дорожной сети и общественного транспорта, которые она делает, больше 20 процентов поездок на автомобилях в суммарном объеме передвижений не потянет.

— Михаил Яковлевич, существуют ли подсчеты, какие деньги теряет город на том, что ежедневно значительная часть его жителей стоит в пробках?

— Я не могу казать точно про Казань, но я знаю, что ежегодно количество часов, которые проводят в пробках москвичи, измеряется миллиардами. А у каждого человеко-часа есть своя цена, допустим, среднечасовая заработная плата… Но цену свободы горожанина можно измерить и по-другому. Степень свободы первая: если я теряю много времени в дороге, я меняю способ передвижения. Степень вторая: если я теряю много времени в дороге, я меняю работу или дислокацию своего офиса, если я бизнесмен. Степень третья: я меняю место жительства. И, наконец, четвертая степень: если я не согласен значительную часть своей жизни проводить в автомобиле, я меняю городскую власть. Без этих степеней свободы выбора время горожанина стоит ноль. Мы, хотя и очень неохотно, можем поменять способ передвижения. Работу из-за того, что до нее трудно добраться, меняет очень незначительная часть населения. Место жительства среднестатистическая российская семья меняет не чаще двух раз за время своего существовании. Про то, чтобы сменить городскую власть, я вообще молчу.

— Подытоживая нашу беседу, буквально по пунктам и очень коротко: что можно сделать сегодня и в обозримом будущем, чтобы горожане — и те, кто передвигается на личном транспорте, и те, кто пользуется общественным, и пешеходы — вздохнули чуть свободней?

— Уровень автомобилизации в несколько сот автомобилей на тысячу населения, который сейчас переживаем мы, европейские мегаполисы пережили в начале 60-х годов, американские — еще до начала Второй мировой. Так что эти меры давно придуманы, озвучены и опробованы. Нам остается только претворить их в жизнь, естественно, с учетом российских особенностей, например, климатических. Первое: транспортом городов должны заниматься молодые энергичные менеджеры с современным мышлением. Второе: обязательно наличие разумного долгосрочного плана развития территории, основанного не на фантазиях, а на научных разработках и изысканиях. Третье: соблюдение так называемого принципа «единой кассы». Условно, если у города есть миллиард рублей, он не должен решать, на что их потратить — на улучшение работы общественного транспорта или на строительство нового мостового перехода. Здесь нет приоритетов. Точнее приоритет один: потратив этот миллиард, мы должны сделать так, чтобы город начал жить легче. И, наконец, четвертое: смена общественного сознания. Если не будет честного, а потому тяжелого разговора власти с автомобилистами на уже озвученную мною тему «Вождение — это привилегия, а не право», городу не помогут ни новый транспорт, ни новые дороги.

По материалам журнала «Татарстан»

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: