Сегодня в Торгово-промышленной палате Татарстана министр Российской Федерации Михаил Абызов встретился с предпринимателями региона. Деловая встреча прошла действительно по-деловому: министр выслушал чаяния татарстанского бизнеса, коротко, но емко прошелся по наболевшим проблемам, а также ответил на вопросы предпринимателей.
О жестком бюджете и потугах правительства
Рассуждая о принятом вчера правительством трехлетнем бюджете России, Михаил Абызов отметил, что из-за изменения прогноза социально-экономического развития бюджет стал более жестким, но, одновременно, более прагматичным.
«Нам надо будет работать лучше. За меньшие деньги нам придется добиваться качества, которое планировалось ранее и выполнять те же самые задачи. Никто их с нас не снимает. Это будет касаться, в том числе, и нашей работы с регионами, и эти задачи точно также стоят и перед региональной властью», — заметил Абызов.
В следующем году рост ВВП, по словам министра, прогнозируется на уровне 3%. «Но надо отметить, что и это очень оптимистичный прогноз, — сказал министр. — Правительству для достижения поставленных результатов нужно будет не просто поднатужиться, но и принять некоторые серьезные масштабные реформы».
О вступлении в ВТО и «сладкой морковке»
Говоря о вступлении России в ВТО, Михаил Абызов отметил, что, даже спустя год с момента вступления, его результаты довольно трудно оценить. Рыночная конъюнктура нестабильна и успешность продвижения российских товаров и технологий на внешние рынки ставится под вопрос. Положительные моменты пока никто особо не заметил, а вот отрицательные — уже дают о себе знать:
«Давление на наш агропромышленный комплекс уже привело к негативным последствиям, которые правительство должно решать. Мы не почувствовали пока эффекта в металлургии положительного. А отрицательный в агропроме есть. Это касается мясопереработчиков, это касается наших животноводов и других групп сельхозпроизводителей», — констатировал министр.
Чтобы справиться с возникшими проблемами, правительство решило оставить агропром в покое. Иначе — беды не миновать.
«Мы в части поддержки субсидий и дотаций на агропром не стали их урезать при, в целом, сокращении бюджетных расходов. Не стали эту статью трогать. Потому что понимаем, что нельзя. Качество доведения этих средств до регионов существенно улучшилось. Сейчас сентябрь, мы все фактические обязательства выполнили», — заверил Абызов, сетуя, однако, что информацией о правилах работы с ВТО российские власти предпринимателей явно не балуют.
«Правительство пока недостаточно дорабатывает по линии информационной поддержки наших отечественных производителей по теме взаимодействия с правилами ВТО. ВТО — это не панацея, не сладкая морковка. На самом деле это тяжелый процесс и надо еще научиться работать в ВТО, в том числе и судиться с теми, кто будет использовать правила ВТО против российской промышленности».
Чего ждать Татарстану от нового закона о госзакупках: качества или чиновничьей дури?
С 1 января 2014 года в стране заработает новая система государственных закупок и расходов — федеральная контрактная система (ФКС). Напомним, Татарстан — один из шести пилотных регионов по апробации системы. До вступления ФКС в силу осталось всего ничего, а правительство еще только готовится принять порядка 39 подзаконных актов.
«Часть из них касается регулирования деятельности по госрасходам и закупкам на уровне регионов и муниципалитетов», — пояснил Михаил Абызов и добавил — для того, чтобы успеть в срок, в правительстве идет ежедневная работа над проработкой ФКС, и этот вопрос «держится на контроле».
Отметим, что ФКС принципиально отличается от уже знакомого 94-го федерального закона о госзакупках. Там есть возможность, в том числе, более профессиональной и долгой работы с поставщиками.
Кроме того, в рамках конкурентных процедур можно будет определять уровень квалификации участников аукционов. И, например, если у предприятия нет материально-технической базы для исполнения заказа, то его к участию в торгах можно будет не допускать.
В ФКС реализована также возможность допуска участников к торгам с условием, что объем выполняемых работ не может превышать объем загрузки основных фондов участника. Вероятно, это повысит качество выполнения госзакупок, да и контроль госрасходов, возможно, поможет улучшить. Если бы не одно «но»: ФКС развязывает руки чиновникам.
«Приготовьтесь к тому, что на первом этапе работа будет сложнее и проблем будет больше. К старому закону все привыкли. Он плохой или хороший? Он понятный. Аукцион: пришел, договорился, пошел обратным счетом, сдал пакет документов. А здесь начинается: квалификация, долгосрочный контракт, оценка технологий. Здесь полномочия чиновников становятся кратно больше по новому закону. Кратно больше. И для дурных чиновников это возможность и для злоупотреблений, и для мздоимства, и для всего, чего хотите. Для умных — да, это возможность сокращения расходов государства и качественного отбора поставщиков и компаний, исполняющих услуги для нужд государства, — констатировал Абызов и задал емкий вопрос: В республике Татарстан чего будет больше: нового качества и положительных практик или ненужной дури?»
Вопрос ненадолго повис в воздухе. «А вот нельзя сделать так, чтобы кратного этого не было? Как-то сделать, чтобы полномочия чиновников не возрастали?» — поинтересовался председатель правления Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев. На что Михаил Абызов заявил, что «тогда надо было оставаться в рамках старого закона, который не дает возможность ни квалификацию оценивать, ни нормально малому бизнесу в госзакупках участвовать».
Власть жаждет социального предпринимательства
Поговорить предпринимателям удалось и о совершенствовании судебной системы, и о тарифах естественных монополий, которые заморозили на нулевом уровне для предприятий, однако повысили для населения.
Заморозкой тарифов для бизнеса, по словам Абызова, правительство рассчитывает снизить инфляцию и повысить доступность банковского кредитования и кредитного капитала. «Если возьмемся и доведем вопрос до конца, то рассчитываем, что это поможет малому, среднему и крупному бизнесу продемонстрировать лучшие показатели по динамике развития», — отметил министр.
О том, какая динамика ждет население, для которого летом ставки на газ, свет и тепло в очередной раз повысятся, решили не говорить. Действительно. Обсуждался ведь бизнес.
«Отдельная программа, которую мы будем обсуждать, это привлечение малого и среднего бизнеса к социальным расходам государства на региональном уровне. Мы хотели бы развития социального предпринимательства», — добавил Михаил Абызов.
Повышение страховых взносов — ошибка
Рассуждая о налоговой нагрузке на малый и средний бизнес, Михаил Абызов заявил, что задача правительства — обеспечить предпринимателям стабильный налоговый режим до 2018 года. Между тем, «стабильность», как следовало из слов министра, не означает, что правительство не будет принимать отдельных налоговых решений. Будет. Но это будут решения в рамках принятых программ, пояснил Абызов.
Самой «вкусной» пищей для размышлений стала последняя тема, которую деловому сообществу Татарстана раскрыл Михаил Абызов — страховые взносы для индивидуальных предпринимателей:
«Здесь правительство недоработало, — признался министр. — То, что люди перестали фактически регистрироваться как индивидуальные предприниматели, а многие прекратили свою деятельность, показывает, что в этом отношении правительство допустило ошибку. Но я не хотел бы здесь каких-то оправданий говорить тем
действиям и решениям, которые мы принимали. Для меня и экспертного совета это было тяжелой дискуссией, потому что у нас была немного иная позиция, но руководители социального блока были логичны в своих доводах».
А доводы, как оказалось, заключались в следующем: страховые взносы за каждого, кто работает, например, на заводе, платит работодатель, но по сути дела, это деньги гражданина, это деньги рабочего. «Это его деньги, потому что они зачисляются на его персональный счет. За счет этих средств реализуются и пенсионные накопления, и социально-медицинское обслуживание. ИП платил в 2−3 раза меньше, а прав и по медицинскому, и по пенсионному обслуживанию имел ровно столько же», — пояснил министр.
Повысив страховые взносы, правительство, оказывается, предоставило каждому россиянину право выбора: либо платить больше, либо иметь прав меньше. «Сейчас мы совместно с представителями бизнес-сообщества эти решения исправляем. Потому что мы заинтересованы в росте бизнеса, а не наоборот», — сказал Абызов.
В завершение министр констатировал, что в целом и для предпринимателей, и для правительства следующий год будет очень напряженным, потому что «тенденция по развитию экономики сейчас очень невеселая»:
«Поэтому у нас настрой, что называется боевой. Это не прогулка по буфету. Это будет очень напряженная работа», — завершил встречу Михаил Абызов.
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: