«Золото» добыто в «парнике»
Подопечная Ольги Павловой выиграла финал на своей любимой дистанции — 400 м, обыграв в очной дуэли сильных спортсменок из Казахстана (Анну Горюшенко) и Сирии (Муниру Аль Салих). Результат, показанный Еленой Мигуновой (а свою дистанцию татарстанская легкоатлетка преодолела за 54,63 сек), выглядит тем большим достижением, что он был показан в весьма неблагоприятных условиях «парникового эффекта» (соревнования в беге проходят в закрытых помещениях) при 30-градусной жаре.
Как сообщила в телефонном интервью корреспонденту «Tatcenter.ru» тренер Ольга Павлова, которая сопровождает в Тегеране нашу сборную по легкой атлетике, сегодня своей очереди стартовать будут ждать еще трое спортсменок. В 17.00 по московскому времени начнется финальный забег на 60 м, где фаворитом выступает мастер спорта международного класса из Татарстана Екатерина Кондратьева, квалифицировавшаяся с лучшим временем дня (7,34 сек). Часом позднее Екатерина также примет старт в полуфинале любимой 200-метровки, где идет единоличным лидером (имея лучшее время дня — 23,88сек). В программе 27-го сентября по легкой атлетике забеги на 800 м, где за попадание в финальный раунд поборются две молодые легкоатлетки Анна Захарова и Екатерина Харитонова.
«Конкуренция очень высокая, — подчеркнула в разговоре Ольга Павлова, — Борьба идет настолько жесткая, что иной раз в игру вступают нечистоплотные приемы. Спортсменки из стран Азии стараются заполучить медаль и подняться как можно выше в турнирной табели о рангах любмыми доступными им способами».
Согласно международных стандартам и Шариату
Что же касается внешних атрибутов Исламиады, все соревнования проходят по законам и традициям Шариата. Так, например, в столовую или на прогулку наши легкоатлетки ходят с покрытой головой — в платке, без которого появление в публичных местах считается недопустимым. Главный девиз женского спортивного праздника — соревнования «по международным стандартам, но в соответствии с исламскими критериями и ценностями».
Чем закончится попытка слить спорт и мусульманские традиции, будет видно через неделю. Начало же полно сплошных конфузов.
У катарских спортсменок есть примета: если открытие соревнований назначено на послеполуденное время, жди позднего ужина. Открытие Исламских Олимпийских игр для женщин было запланировано на шесть вечера — теоретически самое удобное время, чтобы начать праздник под открытым небом. Однако в итоге ужина у спортсменок не было вовсе: щемящие звуки молитвы, означавшей начало праздника в честь женской Олимпиады, донеслись со сцены, только когда на небе зажглась первая звезда. Пятнадцатиминутная молитва была непонятна большей части аудитории, однако судя по тому, как дружно и благочестиво подпевали иранская команда и ее болельщики, оккупировавшие всю центральную трибуну, можно предположить, что была в ней и просьба о новых победах. До сих пор такие просьбы без ответа не оставались: на всех предыдущих исламских Олимпиадах Иран в командном зачете неизменно занимал первое место. Неважно, что соревновался он по большей части сам с собой: до этого года к участию в Исламских Олимпийских играх приглашались только мусульманские страны.
Подходящие виды
Впервые Олимпийские игры для женщин прошли в иранской столице в 1993 году. С тех пор они проводятся каждые четыре года, но только на этот раз на соревнования пригласили участниц из немусульманских стран. Таким образом организатор Игр дочь бывшего президента Республики Иран Фаэзе Хашеми пытается объединить исламские традиции и спорт.
«Женщины Ирана начали активно заниматься спортом 26 лет назад, после революции. Однако, соблюдая исламские правила в одежде, они лишены возможности принимать участие во многих видах спорта на Олимпийских играх. Для них навсегда закрыты плавание, волейбол, баскетбол, теннис — все дисциплины, где нельзя соревноваться в традиционной одежде. Речь идет не только об иранских женщинах, но и о значительной части человечества: ведь традиции ислама поддерживают почти четверть всех жительниц Земли», — рассказала Фаэзе «gzt.ru». Поэтому было решено проводить собственную женскую Олимпиаду в Иране. «Эти Олимпийские игры — шанс для женщин из мусульманских стран проверить свои силы и возможности, здесь они могут соревноваться с представительницами других стран».
Решившись на популяризацию Исламских Олимпийских игр для женщин, организаторы долго не могли составить список дисциплин, в которых традиции ислама не будут противоречить спортивным. В итоге в Олимпиаде заявлено 18 видов спорта: стрельба из лука, гимнастика, дзюдо, волейбол, баскетбол, гольф, карате, сквош, теннис, настольный теннис, плавание, гандбол, бадминтон, стрельба, мини-футбол, таэквондо, легкая атлетика и пинг-понг для женщин с ограниченными физическими возможностями.
Еще до 31 августа, последнего дня подачи заявок, на приглашение принять участие в исламских Играх откликнулось почти 50 стран. Однако в начале прошлой недели казалось, что Олимпиада сорвется: из заявленных 47 стран-участниц в гостиницах насчитывалось только шесть делегаций — Малайзии, Индонезии, Великобритании, Катара, России и Грузии.
Все резко изменилось в пятницу: уже к полудню о своем прибытии заявили 38 команд и еще три приехали вечером. Когда команды построились на маленьком стадионе, иранской сборной — самой многочисленной — места не хватило. Пришлось выстраивать ее впереди всех остальных. Зато команда из США дискомфорта от своей численности явно не испытывала: от Америки на Играх представлена только одна спортсменка по легкой атлетике со своим тренером. В таком же составе прибыли команды из Бахрейна, Бангладеш и Таиланда.
Сюда не ходи, туда ходи
Пропагандируя спорт в Иране, дочь бывшего президента все же не смогла добиться его демократизации даже на время международных соревнований: уже в аэропорту всем прибывающим спортсменкам выдавали платки, которые они смогут снять только на время соревнований. Да и то не все: так, играть в гольф и стрелять из лука девушкам придется в традиционном облачении.
Увидеть соревнования женщин ислама тоже удастся немногим: на большинство из них запрещено приходить мужчинам и людям с камерами или фотоаппаратами — чтобы соблюсти международные стандарты, организаторам пришлось разрешить спортсменкам надеть короткую форму и снять платки. Представители сильного пола смогут увидеть разве что церемонии открытия, закрытия и соревнования по гольфу и стрельбе, где все участницы будут облачены «в соответствии с исламскими критериями и ценностями».
Восток — дело небыстрое
Успех неожиданной популярности Игр среди немусульманских стран, судя по началу Олимпиады, закрепить вряд ли удастся. Даже привычным к некоторой медлительности русским и малазийцам невозмутимость Востока кажется чрезмерной. Если перефразировать известную поговорку, подход принимающей стороны к Играм можно описать следующим образом: иранцы медленно запрягают и никуда не едут.
Так, официальная дата открытия Исламских Олимпийских игр для женщин хоть и планировалась на 22-е сентября, в последний момент перенеслась на 24-е: по слухам, организаторы решили подождать не успевшие добраться в срок делегации еще нескольких стран-участниц. По еще более упорным слухам, дожидались только одной команды — из США.
В остальном хозяева праздника старались придерживаться плана. Свои флаги прибывающие страны начали поднимать еще во вторник. Процедура несложная, но изматывающая: в течение полутора часов под палящим солнцем девушки, упакованные в платки и спортивные костюмы, оставляющие открытыми только кисти рук, строем вышагивали на миниатюрном стадионе, а потом выслушивали поздравительные речи организаторов на непонятном многим из прибывших фарси.
«Мы не знаем, когда Игры начинаются, не знаем, когда точно заканчиваются, и не имеем никакого понятия, в какие дни выступаем…» — примерно такие слова еще два дня назад можно было услышать от представителей всех стран, решившихся приехать на Игры. Тренеры женских команд в панике бегают по холлам гостиниц, пытаясь получить аккредитации и подать заявки, понять, кто когда выступает, и найти места для тренировок.
Без настроя не разберешься
Самый серьезный подход к Играм выказала сборная Малайзии: бороться за исламские медали приехали 78 человек. Причем не просто приехали, а прилетели из Куала-Лумпура почти за неделю до начала Олимпиады в страстном желании свыкнуться с местным климатом и потренироваться на месте. Встреча с радушными иранскими хозяевами была короткой и неясной: в силу многочисленности сборной спортсменок поселили по пять человек в двухместных номерах, а готовиться к соревнованиям предложили морально — места для тренировок в тот момент не нашлось. Только через три дня нервных переговоров малазийским спортсменкам разрешили тренироваться — бегать кроссы на улице. Конечно, с тем условием, что на них будут длинные спортивные штаны, кофты с длинным рукавом и платки, прикрывающие голову и шею. Иначе нельзя: исламские критерии живут и при тридцати градусах в тени. Где в этот момент пребывали обещанные международные стандарты, представителям малазийской сборной так и не пояснили.
Однако гораздо хуже пришлось спортсменкам, приехавшим на соревнования по настольному теннису для инвалидов. Организаторы просто забыли о необходимости создать особые условия. Началось с того, что для доставки спортсменок на открытие был подан автобус, в который не влезали инвалидные коляски.
У российской сборной состав довольно скромный: три спортсменки, претендующие на медали в соревнованиях по сквошу, «вылетели» еще во время отборочных матчей, осталось только наши легкоатлетки. Положительный настрой у которых не сбился даже тогда, когда сборной предложили самостоятельно оплатить номера и питание, которые по соглашению должны были оплачивать организаторы. Как потом выяснилось, российская команда, как и команда Малайзии, тоже приехала раньше, чем ожидалось. В крови у россиян — любовь преодолевать всевозможные сложности. Хотелось бы верить, что все бытовые и околоспортивные неурядицы лишь только раззадорят наших спорстменок, придав им силы бороться за самые высокие награды.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: