О том, как информационные технологии влияют на качество в медицине, TatCenter.ru рассказал начальник отдела информационных и инновационных технологий министерства здравоохранения Республики Татарстан Марат Нурмиев.
— Марат Сайдашевич, расскажите, пожалуйста, о том, как сегодня развивается ИТ в здравоохранении. Какие этапы уже пройдены и что нам стоит ожидать в ближайшее время?
— На сегодняшний день в Татарстане ведется большое количество ИТ проектов. Это и внедрение крупных медицинских информационных систем, позволяющих полностью автоматизировать медучреждение, и внедрение программных комплексов таких как: «Электронный паспорт призывника», проект «Диспетчерский центр», получивший признание на федеральном уровне, автоматизация системы льготного лекарственного обеспечения, реализация «Электронных медицинских карт», создание Центрального архива медицинских изображений, создание центра ГЛОНАСС+112 по централизации и повышению эффективности деятельности служб экстренного реагирования и многое другое.
— С чего началось внедрение новых систем?
— Все началось с разработок Республиканского медицинского информационно-аналитического центра и его директора Владимира Шерпутовского. Под его руководством были написаны основные программные продукты, которыми сегодня пользуются все наши учреждения (АС — «Поликлиника», АС — «Стационар», АС «Кадры, программа ДЛО, «Электронный паспорт призывника» и т. д). АС — это автоматизированные системы. Они позволяют, сопровождать бизнес-процесс в лечебном учреждении, формировать счета реестров медицинских учреждений, сведения по дополнительному лекарственному обеспечению, получать статистические данные
Внедрение автоматизированных систем — это был первый этап, который помог учреждениям наладить связь с внешним миром — сдавать отчеты, получать необходимую информацию. Далее начался этап, когда потребовалось систематизировать работу управления и бизнес-процессов внутри учреждений. Это произошло потому, что оказываемая медицинская помощь с каждым днем все более усложняется: мы переходим постепенно к высокотехнологичным видам медицинской помощи. А это соответственно приводит к усложнению технологий, которые трудновыполнимы «вручную».
— А что создано для работы внутри учреждений?
— Здесь активно начали внедряться медицинские информационные системы, которые работают внутри больницы. Один из элементов такой системы — электронная регистратура, когда человек может записаться на прием либо сам, либо его могут записать на прием врачи из другого учреждения. К примеру, человек приходит в учреждение, его личные данные вносятся в информационную базу, и они автоматически становятся доступны его лечащему врачу. Таким образом, электронная карта больного заполняется постепенно, в нее поступают результаты лабораторных и других исследований. Ходит человек по специалистам, а вместе с ним и информационный поток.
Активно внедряются разработки нашего давнего партнера — компании «Корпоративные информационные рутины». Они сейчас ведут крупные республиканские проекты: «Диспетчерский Центр» и «Центральный архив медицинских изображений» (ЦАМИ).
Поскольку мы переходим на высокотехнологичный вид медицинской помощи, что ведет к увеличению «умного» оборудования, передающего изображение сразу в цифровом виде возникла возможность по передаче и обработке данных снимков. Используя проект ЦАМИ, изображения передаются на сервера, установленные в центре обработки данных Кабинета Министров РТ и ИТ-парке.
— Впервые в России все изображения со всей республики стекаются в этот архив?
— Совершенно верно. В настоящее время в нем хранится более 50 тысяч исследований. Изображения отправляются автоматически, в стандартном формате DICOM, позволяющим работать с ними в любом медицинском учреждении республики. Кроме хранения, архив обладает набором инструментов, позволяющим врачам проводить измерение и реконструкцию полученных изображений, осуществлять снятие необходимых параметров. Если человеку сделали томографию в Чистополе или Арске, то врачи в республиканской больнице могут получить доступ к снимку и провести консультацию не покидая своего рабочего места, воспользовавшись этим архивом. Наши врачи уже сегодня, таким образом, могут проводить виртуальные консилиумы и обсуждение сложных случаев заболеваний.
Телефоны экстренных служб заменят единым номером
— Правда ли, что в скором времени все телефоны экстренных служб будут заменены единым номером «112»?
— Да, в этом направлении ведется активная работа. В системе здравоохранения переход служб экстренного реагирования на единый федеральный номер «112» осуществляется под руководством Центра информационных технологий Республики Татарстан.
— Придет ли то время, когда пациенту для консультации не придется годами хранить свои снимки, носить карточки?
— Мы идем к тому, что «ходить по врачам» будет информация. Пока это происходит внутри отдельных учреждений, поскольку внедрение требует времени, но мы уже подошли к следующему этапу. Этот уровень подразумевает, что врачи будут работать в едином информационном поле, когда информация о больном будет доступна для разных специалистов. Сейчас это и есть цели пилотного решения.
— Что входит в эти пилотные решения? Конкретные учреждения или отдельные направления деятельности персонала?
— И то и другое. Системный подход — основа ИТ в РТ. Это и Архив медицинских изображений, и Диспетчерский центр, и наши проекты по Центру СПИД, онкологии. В настоящее время, к примеру, запущен крупномасштабный проект по информатизации крупного муниципального района, подразумевающий оснащение всех врачей персональными компьютерами, объединенными в единую сеть, работающим в единой информационной системе.
Электронные карточки не вытеснят полностью бумажные
— Значит ли это, что в прошлое уйдут картонные карточки, которые так нравится изучать людям пожилого возраста?
— Есть информационная система в электронном виде, но при этом бумажную историю болезни никто не отменял. Этот документ, должен храниться в учреждениях определенный период даже после смерти пациента. Поэтому существовать будет и бумажная и электронная версия медицинской карты больного. Однако изменения претерпит и сама карта: она будет распечатываться напрямую из медицинской информационной системы. Анекдоты про «своеобразный врачебный почерк» уйдут в прошлое. Естественно все эти проекты требуют больших ресурсов: нужна и локальная сеть, и оргтехника и программные продукты. Так же необходимо оснастить врачей и пациентов электронными удостоверениями личности — универсальной электронной картой.
— А как обстоят дела с сохранностью информации, ведь в распоряжении врачей и прочего персонала попадают личные сведения?
— Защите информации мы уделяем особое внимание. Тем более что со следующего года вступает в силу Федеральный Закон о защите персональных данных. Медицинские данные — это высший уровень конфиденциальности. Этот момент мы предусматриваем во всех наших проектах.
— А какой будет следующий этап внедрения ИТ в медицину?
— Третий этап — объединение в единую сеть всех медицинские учреждения Республики Татарстан. Сделано, это, скорее всего, будет через Диспетчерский центр МЗ РТ. В республике сформирована многоуровневая сеть лечебных учреждений. Если мы берем, к примеру, РКБ, этот Центр должен оказывать высокотехнологичную помощь. Здесь не должны лежать дольше, чтобы получать профилактическую помощь, для этого существуют специальные учреждения. Диспетчерский центр организует равномерное распределение нагрузки на медучреждения для эффективного использования их ресурсов.
Недавно в Санкт-Петербурге прошел большой экономический форум. На нем был представлен стенд «Минздравсоцразвития РФ» и во время осмотра экспозиции Президентом России Дмитрием Медведевым была организована прямая связь с ведущим сосудистым центром — МКДЦ. Были продемонстрированы возможности лечения больных с инсультом, соответствующие современным международным стандартам.
— А кроме МКДЦ где еще сегодня проведена видеосвязь?
— Оборудование для видеосвязи установлено во всех муниципальных учреждениях. Прошли те времена, когда министр вызывал к себе на совещание главных врачей так сказать «живьем». Сейчас совещания проводятся посредством видеосвязи. Не проходит ни одной недели, чтобы телемост не был установлен с главврачами республиканских и муниципальных больниц. Это видеосвязь «высокого» класса. Кроме нее, есть еще «личная», через программу похожую на Skype, она называется «офис-коммуникатор». У наших учреждений есть почтовые адреса на домене tatar.ru, они являются входом в эту программу, позволяющую руководителям медицинских учреждений общаться между собой.
«Электронное здравоохранение»
— Недавно состоялась презентация модернизированного казанского роддома. Чем он отличается от остальных подобных учреждений?
— Этот роддом пока действительно единственный, оснащенный по последнему слову телекоммуникационной техники. Когда рождается ребенок, молодому отцу или родственнику, отправляется автоматическое сообщение о том, что родился ребенок, его рост, вес и так далее, которое можно сохранить на память. В роддоме организовано несколько вариантов видеосвязи. Женщина может пообщаться с пришедшими навестить ее родственниками и друзьями, можно воспользоваться установленным в роддоме или своим ноутбуком при помощи беспроводного Интернета. У нас есть план по установке Wi—Fi— точек и в других медицинских учреждениях.
— Какие еще планы намечены до конца года?
— Самый, наверно, грандиозный наш план на ближайшее время по Нижнекамскому муниципальному району. Он станет пилотной зоной по внедрению Электронной карты. Все лечебно-профилактические учреждения будут оснащены компьютерной техникой и подключены к единой информационной системе «Электронного правительства» под рабочим названием «Электронное здравоохранение». Оно должно существенно повысить потребительские свойства медицинских услуг
У каждого врача и медсестры здесь появятся персональные компьютеры. Это позволит эффективнее распределять рабочее время медперсонала, а также загруженность оборудования.
— Расскажите о высокотехнологичных центрах, которые появились в Республике Татарстан.
— Татарстан условно разделен на три ВМП зоны с центрами в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске, где действуют Центры высокотехнологичной медицинской помощи. В Набережных Челнах Центр открывается на базе больницы скорой медицинской помощи, он будет обслуживать жителей не только автограда, но еще и 11 близлежащих сельских районов с населением более 1,2 миллиона человек. Предполагается, что центр высокотехнологичной медицины в Челнах будет сдан под ключ в конце осени.
В основе работы центров заложены европейские стандарты лечения нуждающихся в аортокоронарном шунтировании, нейрохирургических, ортопедических и других современных операциях.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: